Главная » Статьи » Доклады участников

Создание развивающей предметно – пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста

Создание  развивающей предметно – пространственной среды  для  детей старшего дошкольного возраста

 

Воспитатель Галицкая-Бухарина Елена Анатольевна

 

Старший дошкольный возраст – это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка.  Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду.  Помоч дошкольникам осознать свое новое положение может только воспитатель, создав для детей развивающую предметно-пространственную среду.        

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная,   доступна и безопасна.  Она позволяет обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы.

Предметно-пространственная среда построена таким образом, что даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка в соответствии с особенностями детей с учётом склонностей, интересов, уровня активности, охраны и укрепления их здоровья, и коррекции недостатков их развития. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Дети могут объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально- игровая деятельность, экспериментирование.                                                     

В группе есть  учебная и  игровая зоны, распложены по  принципу интеграции образовательных областей, способствующие формированию единой предметно - пространственной среды.

В учебной  зоне размещены: центр по речевому развитию «Речецветик»,  центр изобразительного творчества «Веселый художник», центр экологического развития, центр музыкального развития «Веселые нотки», центр по духовно-нравственному воспитанию, центр экспериментирования, математический центр «Посчитай-ка», центр по физическому развитию «Мы спортсмены».

Центр по речевому развитию «Речецветик» был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников. В речевом центре проходит индивидуальная работа по отработке и закреплению речевого материала, так же ребенок может уединиться и поиграть самостоятельно.     Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. В речевом уголке расположены игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания, развития мелкой моторики, картинки к артикуляционным упражнениям, игры на развитие высших психических функций, игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте, сюжетные и предметные картинки, схемы модули по рассказыванию. Рядом оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателем грамотно. Мягкая, удобная, детская мебель располагает к спокойному чтению, рассматриванию иллюстраций. Небольшая группа детей может погрузиться в волшебный мир книг. В зимние вечера можно почитать детям любимые сказки и рассказы. Здесь проводятся викторины и  конкурсы.                                                                             

В центре творчества «Веселый художник»,  ребенок погружается в мир искусства, широкий выбор изобразительных материалов для творчества (белая бумага разного формата,  цветная, гофрированная, бархатная, цветной картон и гофрированный, карандаши разного диаметра, восковые мелки, сангина, акварель, гуашь, кисти разного размера и щетины, трафареты образцы для рисования, пластилин, глина, доски, стеки),  способствуют   развитию интереса к изобразительной деятельности, формируют эстетическое восприятие,  воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность, активность.  Это поле социальной и творческой деятельности.

Для развития умственных способностей детей был создан математический центр «Посчитай-ка» оснащенный играми, пособиями и материалами. В центре имеется разнообразие счетного,  наглядного, демонстрационного и  раздаточного материала (плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.). Центр также оснащен развивающими и интеллектуальными,  логико-математическими играми.  Все это  доступно  детям и может использоватся как для  индивидуальной работы, так и в свободной деятельности детей.

Центр экологического развития  создан по принципу трансформируемости пространства,  это дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации.  Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного  мира фауны и флоры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, ёмкостями разной вместимости, календарём природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками. Здесь же представлены игры о животном и растительном мире, временах года, буклеты о природе (стихи, иллюстрации), таблицы. В экологическом центре находятся детские поделки из природного и бросового материала. С подгруппой детей провожу наблюдения, простые опыты. В центре размещена литература о животных, растениях, птицах. В этом центре представлена игра «Зоопарк», «Путешествие  в мир животных», «Ферма». Дети знакомятся с жизнью домашних и диких животных. Собрана коллекция энциклопедий «Открой мир вокруг себя». Наличие  полифункциональных   предметов (игрушек, игр, пособий и т.д. ) и в том числе природных материалов, дает возможность детям   использовать  их в разных видах деятельности, в том числе и как предметы – заместители.

Центр музыкального развития «Веселые нотки обеспечивает самостоятельные музыкальные проявления детей. Центр оснащен  пособиями, музыкальными игрушками, инструментами,  чтобы дошкольники могли воплотить свои игровые замыслы. Музыкальный центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами и играми (шумовые инструменты, альбомы к знакомым песням, музыкально-дидактические игры, атрибуты к музыкальным подвижным играм,  ширма настольная,  портреты композиторов,  альбомы: «Танцы народов мира», «Народные инструменты», магнитофон, диски, аудиозаписи с детским репертуаром). Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Наличие разнообразного выбора  материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает  свободный выбор детей и использования их в различных видах деятельности. 

Центр по духовно нравственному развитию так же расположен в учебной зоне. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.

В группе также  имеется центр физического развития «Мы спортсмены». Центр создан по принципу обеспечения здорового образа жизни и физического развития детей во время нахождения ребенка в детском саду.  Все оборудование (Коврик массажный со следами, шнур короткий (плетеный), обруч малый,  обруч большой, скакалка короткая,  кегли (набор),  кольцеброс (набор), мешочки с песком, мяч для мини-баскетбол, мячи-массажеры , серсо (набор), гантели детские,  кольцо малое,  лента короткая,  мячи средние,  палки гимнастические короткие.  Детские тренажёры: велотренажер, гребной тренажер, тренажер для ходьбы) и  пособия (дидактические игры на тему «Спорт» и «Здоровье»,  картинки на спортивную тематику, альбомы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы – спортсмены», «Спорт и дети», «Виды спорта (зимние, летние) », «Спортсмены России», «Олимпиада Сочи – 2014») отвечают задачам развития всех систем организма и повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствуют охране нервной системы ребенка.  Занятия в центре обеспечивают  двигательную активность детей, в том числе развивается крупная и мелкая моторика. Способствует возможности самовыражения детей.

Игровая зона  создана с учетом принципа возрастного и гендерного соответствия, так для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Мальчикам всегда нужно больше места.  Таким образом, зона двигательной активности имеет больше свободного места, а центр конструирования находится по соседству с центром  движения. При игре детей со строительным материалом, как правило, требуется больше места, поэтому дети с легкостью могут освободить себе необходимое пространство для строительных игр.  Девочки,  в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Поэтому игровые зоны такие как «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и т.д. располагаются рядом, и легко трансформируется,  дает  возможность  детям изменять предметно-пространственную среду в зависимости от  игровой ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей.  Таким образом, играя в сюжетно-ролевую игру  «Семья» дети сами выбирают сопутствующие  сюжетно-ролевые игры и организовывают  свое пространство. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, половой принадлежностью, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.

В группе создан центр правил дорожного движения «Дорожное движение». Уголок оснащен атрибутами для  сюжетно-ролевой  игры, дидактическими играми. Центр так же включает в себя переносной макет улицы, различного размера машины и их назначения, светофор, полицейский жезл, фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о безопасности дорожного движения через сюжетно – ролевую игру.

Центр по безопасности «Один дома», где расположены  дидактические игры по безопасности, атрибуты для подвижных игр, схемы работы с опасными инструментами, плакаты по безопасному поведению в помещении и на улице, буклеты и альбомы.   В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы, конструкторы. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки. Это стимулирует творческую активность детей.

В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Полифункциональность материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д.  В группе имеются полифункциональные (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе  и природные материалы, пригодные для использования  в игре, в том числе  и в качестве предметов-заместителей. Театр –  играет важную роль   при создании предметно-пространственной среды, особенно   в  организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Играя в театр, дети избавляются от своих комплексов, принимая ту или иную роль на себя, в группе собраны несколько видов театров,   необходимое к ним оборудование. Дети – большие артисты. Они с радостью участвуют в постановках, а также с удовольствием смотрят их. В группе есть центр уединения,  который располагает к тишине, мечтам, беседам. Он отделён от других центров ширмой со шторками. Дети могут отвлечься от суеты и восстановить силы.

Созданная мной развивающая  предметно - пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленна на   саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Содержание среды периодически изменяется, варьируется,  постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Но главное - она направлена  на развитие  ребенка. 

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (17.11.2016) | Автор: Галицкая-Бухарина Елена Анатольевна
Просмотров: 312 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps