| Главная » Статьи » Доклады участников |
Создание развивающей предметно – пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель Галицкая-Бухарина Елена Анатольевна
Старший дошкольный возраст – это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Помоч дошкольникам осознать свое новое положение может только воспитатель, создав для детей развивающую предметно-пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступна и безопасна. Она позволяет обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы. Предметно-пространственная среда построена таким образом, что даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка в соответствии с особенностями детей с учётом склонностей, интересов, уровня активности, охраны и укрепления их здоровья, и коррекции недостатков их развития. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Дети могут объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально- игровая деятельность, экспериментирование. В группе есть учебная и игровая зоны, распложены по принципу интеграции образовательных областей, способствующие формированию единой предметно - пространственной среды. В учебной зоне размещены: центр по речевому развитию «Речецветик», центр изобразительного творчества «Веселый художник», центр экологического развития, центр музыкального развития «Веселые нотки», центр по духовно-нравственному воспитанию, центр экспериментирования, математический центр «Посчитай-ка», центр по физическому развитию «Мы спортсмены». Центр по речевому развитию «Речецветик» был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников. В речевом центре проходит индивидуальная работа по отработке и закреплению речевого материала, так же ребенок может уединиться и поиграть самостоятельно. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. В речевом уголке расположены игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания, развития мелкой моторики, картинки к артикуляционным упражнениям, игры на развитие высших психических функций, игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте, сюжетные и предметные картинки, схемы модули по рассказыванию. Рядом оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателем грамотно. Мягкая, удобная, детская мебель располагает к спокойному чтению, рассматриванию иллюстраций. Небольшая группа детей может погрузиться в волшебный мир книг. В зимние вечера можно почитать детям любимые сказки и рассказы. Здесь проводятся викторины и конкурсы. В центре творчества «Веселый художник», ребенок погружается в мир искусства, широкий выбор изобразительных материалов для творчества (белая бумага разного формата, цветная, гофрированная, бархатная, цветной Для развития умственных способностей детей был создан математический центр «Посчитай-ка» оснащенный играми, пособиями и материалами. В центре имеется разнообразие счетного, наглядного, демонстрационного и Центр экологического развития создан по принципу трансформируемости пространства, это дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира фауны и флоры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, ёмкостями разной вместимости, календарём природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками. Здесь же представлены игры о животном и растительном мире, временах года, буклеты о природе (стихи, иллюстрации), таблицы. В экологическом центре находятся детские поделки из природного и бросового материала. С подгруппой детей провожу наблюдения, простые опыты. В центре размещена литература о животных, растениях, птицах. В этом центре представлена игра «Зоопарк», «Путешествие в мир животных», «Ферма». Дети знакомятся с жизнью домашних и диких животных. Собрана коллекция энциклопедий «Открой мир вокруг себя». Наличие полифункциональных предметов (игрушек, игр, пособий и т.д. ) и в том числе природных материалов, дает возможность детям использовать их в разных видах деятельности, в том числе и как предметы – заместители.
В группе также имеется центр физического развития «Мы спортсмены». Центр создан по принципу обеспечения здорового образа жизни и физического развития детей во время нахождения ребенка в детском саду. Все оборудование (Коврик массажный со следами, шнур короткий (плетеный), обруч малый, обруч большой, скакалка короткая, кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с песком, мяч для мини-баскетбол, мячи-массажеры , серсо (набор), гантели детские, кольцо малое, лента короткая, мячи средние, палки гимнастические короткие. Детские тренажёры: велотренажер, гребной тренажер, тренажер для ходьбы) и пособия (дидактические игры на тему «Спорт» и «Здоровье», картинки на спортивную тематику, альбомы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы – спортсмены», «Спорт и дети», «Виды спорта (зимние, летние) », «Спортсмены России», «Олимпиада Сочи – 2014») отвечают задачам развития всех систем организма и повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствуют охране нервной системы ребенка. Занятия в центре обеспечивают двигательную активность детей, в том числе развивается крупная и мелкая моторика. Способствует возможности самовыражения детей. Игровая зона создана с учетом принципа возрастного и гендерного соответствия, так для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Мальчикам всегда нужно больше места. Таким образом, зона двигательной активности имеет больше свободного места, а центр конструирования находится по соседству с центром движения. При игре детей со строительным материалом, как правило, требуется больше места, поэтому дети с легкостью могут освободить себе необходимое пространство для строительных игр. Девочки, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Поэтому игровые зоны такие как «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и т.д. В группе создан центр правил дорожного движения «Дорожное движение». Уголок Центр по безопасности «Один дома», где расположены дидактические игры по безопасности, атрибуты для подвижных игр, схемы работы с опасными инструментами, плакаты по безопасному поведению в помещении и на улице, буклеты и альбомы. В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы, конструкторы. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки. Это стимулирует творческую активность детей.
Созданная мной развивающая предметно - пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленна на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Содержание среды периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Но главное - она направлена на развитие ребенка.
Читать весь доклад: | |
| Просмотров: 357 | |
| Всего комментариев: 0 | |
картон и гофрированный, карандаши разного диаметра, восковые мелки, сангина, акварель, гуашь, кисти разного размера и щетины, трафареты образцы для рисования, пластилин, глина, доски, стеки), способствуют развитию интереса к изобразительной деятельности, формируют эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность, активность. Это поле социальной и творческой деятельности.
раздаточного материала (плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.). Центр также оснащен развивающими и интеллектуальными, логико-математическими играми. Все это доступно детям и может использоватся как для индивидуальной работы, так и в свободной деятельности детей.
Центр музыкального развития «Веселые нотки обеспечивает самостоятельные музыкальные проявления детей. Центр оснащен пособиями, музыкальными игрушками, инструментами, чтобы дошкольники могли воплотить свои игровые замыслы. Музыкальный центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами и играми (шумовые инструменты, альбомы к знакомым песням, музыкально-дидактические игры, атрибуты к музыкальным подвижным играм, ширма настольная, портреты композиторов, альбомы: «Танцы народов мира», «Народные инструменты», магнитофон, диски, аудиозаписи с детским репертуаром). Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Наличие разнообразного выбора материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей и использования их в различных видах деятельности.
Центр по духовно нравственному развитию так же расположен в учебной зоне. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью.
располагаются рядом, и легко трансформируется, дает возможность детям изменять предметно-пространственную среду в зависимости от игровой ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей. Таким образом, играя в сюжетно-ролевую игру «Семья» дети сами выбирают сопутствующие сюжетно-ролевые игры и организовывают свое пространство. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, половой принадлежностью, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными.
оснащен атрибутами для сюжетно-ролевой игры, дидактическими играми. Центр так же включает в себя переносной макет улицы, различного размера машины и их назначения, светофор, полицейский жезл, фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о безопасности дорожного движения через сюжетно – ролевую игру.
В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Полифункциональность материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д. В группе имеются полифункциональные (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе и природные материалы, пригодные для использования в игре, в том числе и в качестве предметов-заместителей. Театр – играет важную роль при создании предметно-пространственной среды, особенно в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Играя в театр, дети избавляются от своих комплексов, принимая ту или иную роль на себя, в группе собраны несколько видов театров, необходимое к ним оборудование. Дети – большие артисты. Они с радостью участвуют в постановках, а также с удовольствием смотрят их. В группе есть центр уединения, который располагает к тишине, мечтам, беседам. Он отделён от других центров ширмой со шторками. Дети могут отвлечься от суеты и восстановить силы.
