Главная » Статьи » Доклады участников |
Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников
Автор: Щербо Ольга Владимировна, воспитатель
Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать. Н. Г. Гарин-Михайловский
Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируется основа экологического мышления, сознания и культуры. Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям. Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др. Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде. Во всех группах нашего детского сада созданы экологические центры, которые не только знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, но и обогащают представления детей о многообразии природного мира, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, приобщают детей к уходу за растениями и животными, формируют начала экологической культуры. Содержание экологических центров зависит от возраста дошкольников. Задачи экологического центра: - развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); - формировать умения комплексно обследовать предмет. В экологическом центре нашей группы находятся следующие материалы и оборудование.
В экологическом центре представлены разнообразные экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе. Детям нравятся игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»; - игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»; - игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт». В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды. После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. Мы с детьми принимали участие в конкурсе «Вторая жизнь вещей». Конечно, большую помощь нам оказали наши дорогие родители. Поделки были красивые, разнообразные. Очень приятно видеть совместное творчество детей и родителей. Эти работы были использованы нами для оформления среды группы. Экологическое воспитание дошкольников не ограничивается групповым пространством. На территории ДОО имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Был создан макет экологической тропы совместно с детьми и воспитателем. Так же у нас в группе имеется экологическая библиотека «Полочки умных книг», которая представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению. Дети нашей группы вместе с родителями участвовали в оформлении экологических плакатов и газет на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». Детям очень понравилось делать газеты своими руками. Они принимали активное участие в их оформлении. Придумывали рисунки, стихи, ребусы. Так же мы с детьми начали работу над долгосрочным проектом: изготовление книги «Энциклопедия экологических праздников». Каждая страница книги посвящена какому-либо экологическому празднику («День Земли», «День птиц» и др.). Детям совместно с родителями очень нравится добывать информацию из разных источников: библиотека, разные атласы, интернет. Надеюсь, что со временем, когда наш проект подойдёт концу, у нас получится замечательная книга. Таким образом, создавая экологические центры, необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Экологическая развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в экологическом центре, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.
Литература
Читать весь доклад: | |||||||
Просмотров: 330 | |
Всего комментариев: 0 | |