Главная » Статьи » Доклады участников

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации

Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации

 

Автор: Критинина екатерина Васильевна, учитель-логопед

 

«Нет   такой стороны  воспитания,   на которую   обстановка  не оказывала  бы влияния,  нет  способности, которая  не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.»

Е.И. Тихеева

 

Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того, где и как развивается ребенок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании личности ребенка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь – многогранный и сложный инструмент, и если нарушается один из компонентов, страдает вся речевая система в целом.

Дети с речевыми нарушениями, могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения и правильной организации коррекционно-развивающего пространства.

Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие каждого и способствует его самореализации в дальнейшем. В дошкольном образовании «развивающая среда» понимается как комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Коррекционно-развивающая среда так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии.

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом развивающей  предметно-пространственной среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие.

По утверждению Нишевой Н. В. «… Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности».

Большой вклад в изучение проблемы развивающей предметно-пространственной среды внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др.

В соответствии с новым федеральным государственным стандартом развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития».

Логопедический кабинет в нашем детском саду представляет собой сказочный уголок, в котором, играя, ребенок знакомится с правильным произношением звуков, правилами красивой и правильной речи. Создавая развивающую предметно-пространственную и коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности и стимулировала речевые способности.

Рассмотрим развивающую предметно-пространственную среду нашего логопедического кабинета по следующим характеристикам:

  1. Комфортность и безопасность. Особенности организации состоят в создании максимального интерьера. В результате чего у ребёнка создаётся положительное эмоциональное настроение.
  2. Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Для индивидуальных занятий создали центр сенсомоторного развития с включением необходимых атрибутов: звучащих игрушек, дидактических игр, игрушек-заместителей, с помощью которых ребёнок может услышать звук ручейка, капающую сосульку, хруст снега и т. д.; «Волшебного мешочка», в котором ребёнок находит предметы и картинки для занятий. Применение всего этого будет вести к развитию сенсорных способностей – базовых в системе интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста.
  3. Обеспечение детской деятельности. Для подгрупповых и индивидуальных занятий мы используем различные дидактические игры с карточками-символами звуков, картинками, карточками звукобуквенного и слогового анализа, компьютерные игры. Используя данные и другие пособия, мы создаём ситуации занятости и увлечённости интересной деятельностью каждого ребёнка, что снижает потенциальную возможность возникновения организационных проблем.
  4. Обеспечение возможности для исследования и обучения. При организации дидактического оснащения индивидуальных и подгрупповых занятий продумываем для каждого ребёнка выбор способа выполнения задания, возможность экспериментирования. Например, для игры «Моделирование букв» предлагаем различный материал: палочки, шнурки и др. При анализе игры или занятия отмечаем положительные стороны в работе каждого ребёнка. В результате создания среды для развития индивидуального стиля деятельности ребёнка, у него всегда присутствует ситуация успеха.
  5. Функциональность предметной среды. На подгрупповых занятиях широко используем различные виды театров (пальчиковый театр, театр на прищепках, перчаточный театр, театр на цилиндрах, театр на палочках, настольный театр) с целью автоматизации звуков в речи (проговаривание диалогов), для развития слухового восприятия («Узнай по голосу») т.п. Таким образом, у детей развиваются творческое воображение, конструктивное мышление. В итоге, создается обстановка, выполняющая развивающую функцию.

Наш логопедический кабинет включает в себя следующее стационарное оборудование:

- большой рабочий стол и стул для учителя-логопеда;

- детские столы и стулья; 

- большое настенное зеркало для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков;

- стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком;

- индивидуальные зеркала для детей;

- шкафы для пособий и литературы;

- мольберт;

- ноутбук, обучающие программы и др.

Кабинет логопеда оснащен дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Материал размещён по основным компонентам речи (на полках в шкафах). Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение: пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики; пособия для подготовки к обучению грамоте.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей.

В кабинете созданы условия для успешного и всестороннего развития всех компонентов речевой деятельности. В его оснащении можно выделить следующие центры:

  1. Учебный центр. Это пространство оборудовано многофункциональной доской, которая включает магнитную доску и  доску для работы мелом, мольберт, буквы,  пособия и игрушки. 
  2. Центр коррекции звукопроизношения. В нём находятся: большое зеркало, стол, литература, картинный материал на автоматизацию и дифференциацию звуков, картотеки  на автоматизацию и дифференциацию звуков в слогах, словах, предложениях, тексте, комплексы артикуляционных  упражнений в картинках и сказках, логопедическое лото.    
  3. Центр здоровьесберегающих технологий.  Пособия для развития мелкой моторики, дыхания.
  4. Центр методического, дидактического и игрового сопровождения. Он представлен шкафами, в которых находится методическая литература, наглядно-дидактический материал по обследованию и развитию основных компонентов речи.

 

  1. Информационный центр для родителей и педагогов. Наглядно-информационный материал для консультаций располагается как в кабинете, так и в раздевалках групп, где находятся папки-передвижки со сведениями по развитию и коррекции речи.
  2. Центр ИКТ. В наше время невозможно представить обучение детей без компьютерных  технологий. Магнитофон, ноутбук, обучающие презентации.

Оборудование и освещение кабинета  соответствует требованиям  СанПиН. Созданная развивающая предметно-пространственная среда кабинета учитывает уровень развития, возраст детей и их гендерную специфику и обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса.

Таким образом, целенаправленная работа  и грамотная организация  развивающей предметно-пространственной среды в деятельности учителя – логопеда:

· создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности;

·  обеспечивает высокий уровень речевой активности детей;

· способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи.

В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательная организация (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Организация коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

 

Литература

 

  1. Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) с 3 до 7 лет. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2015. – 240с.
  2. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принцыпы построения, советы, рекомендации. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.-128с
  3. Щелконогова Е. Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции  //  Логопед. – 2011.- № 2. – С. 117-120.

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (18.11.2016) | Автор: Критинина екатерина Васильевна
Просмотров: 429 | Рейтинг: 4.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps