Главная » Статьи » Доклады участников |
Игры на развитие элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития
Учитель-дефектолог Телеляева Юлия Юрьевна
Для ребенка – дошкольника основным видом деятельности является игра. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому эффективнее всего строить работу с дошкольниками на основе игры, в том числе и с детьми с задержкой психического развития. Потребность в игре и желание играть у дошкольников с задержкой психического развития необходимо использовать и направлять в целях решения определённых задач. Особенности детей с задержкой психического развития требуют увеличения количества тренировочных упражнений, усвоение которых происходит медленно. Необходимо поддерживать интерес к занятиям путём широкого использования игр и упражнений. Включение в занятие по математике разнообразных игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует более продолжительной работоспособности детей на занятиях. И самая удобная и эффективная форма совместной деятельности по усвоению математического содержания является игровое занятие. Все представленные игры на развитие математических представлений могут использоваться как в индивидуальной совместной деятельности, так и в непосредственной образовательной деятельности с детьми ЗПР.
Игра «Панно» Цели: формирование и закрепление знаний о цвете, форме; о цифрах; закрепление умения составлять и решать примеры, задачи; ориентировка в пространстве - закрепление понятий верх-низ, слева - справа, над – под, перед - после, между
Формы работы по закреплению и формированию представлений о цвете и форме: 1. Дети развешивают (снимают) ленточки, геометрические фигуры или другие предметы на крючки по инструкции учителя-дефектолога, называя цвет. 2. Дети развешивают (снимают) геометрические фигуры на крючки по инструкции учителя-дефектолога, называя геометрическую форму. 3. Дети развешивают геометрические фигуры под нужную бабочку: под бабочку с кругами на крыльях - круги; под бабочку с треугольниками на крыльях - треугольники; под бабочку с квадратами на крыльях - квадраты. 4. По заданию учителя-дефектолога дети находят и называют предметы красного, зеленого цвета, а также круглой, квадратной формы и т.д. 5. Какая фигура после круга, перед квадратом и т.д.
Формы работы по формированию и закреплению знаний о цифрах: Учитель-дефектолог развешивает в различной последовательности цифры по «панно» дети находят и считают; расставляют по порядку цифры 1-10; находят только 1 загаданную цифру.
Формы работы по составлению примеров и задач: Дети «пишут» пример на панно по заданию учителя – дефектолога, по образцу; работают в парах: один составляет, а другой решает пример. Учитель-дефектолог с детьми составляет задачу по данной картинке и 1 ребенок выкладывает решение на «панно». Учитель-дефектолог убирает какую-то часть примера, дети находят пропущенное число или знак и решают пример (в подготовительной группе)
Формы работы по закреплению ориентировки в пространстве: Дети отвечают на вопросы учителя – дефектолога: Где находится дерево слева или справа? Кто находится под деревом? Кто летает над цветами? и т. д.
Игра «Математические круги» Цели:
Варианты работы с игрой:
Дети делятся на две команды и выполняют задание дефектолога. (например: найти и «прочитать» стихотворную форму о цифре 8). Побеждает та команда, которая быстро и верно, справилась с заданием.
Предполагаемый результат: Благодаря насыщенному и яркому наглядному материалу, у детей развивается речь и познавательный интерес к математике. В игре используются стихотворные формы о геометрических фигурах и цифрах таких авторов как: С. Маршак, В. Волина, Олеся Емельяновой.
« Математические круги» (о цифрах): Цифра 9 иль девятка- Цирковая акробатка: Если на голову встанет, Цифрой шесть девятка станет.
Цифра 6 - дверной замочек: Сверху крюк, внизу кружочек.
Ноль встает за единицей Цифра 10 на странице.
У восьмёрки два кольца, Без начала и конца.
Смотри, четыре - это стул, Который я перевернул.
«Математические круги» (о геометрических фигурах): 4 угла и 4 сторонки Похожи словно родные сестренки.
3 угла , 3 стороны, Могут разной быть длины. Нет углов у меня и похож на блюдце я, На тарелку и на крышку, На кольцо, на колесо, Кто же я такой, друзья?
Трапеция больше на крышу похожа. Юбку рисуют трапецией тоже Взять треугольник и верх удалить. Трапецию можно и так получить.
Игра «Собери цветок»
Ход игры: Ребенку (детям) предлагается на доске, где расположены 4 цветка без «серединки», найти лишний цветок, а затем собрать цветок, вставив крышку нужного цвета. Варианты игры:
Игра «Разложи по цвету» Цель: формирование и закрепление знаний о цвете предметов (основных и оттеночных). Варианты игры: Дети раскладывают по кармашкам предметы 4 основных цветов: прищепки, геометрические фигуры, игрушки, предметы, картинки: овощи и фрукты, одежда, обувь и т.д. Круги основных цветов можно поменять на круги оттеночных цветов.
Игра «Разложи по форме» Цель: формирование и закрепление знаний о геометрических формах. Варианты игры:
Дети раскладывают по нужным кармашкам небольшие натуральные предметы или игрушки.
Литература
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 332 | Комментарии: 4 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||