Главная » Статьи » Доклады участников |
Уголок уединения в детском саду
Педагог-психолог Хорошева Лариса Анатольевна
Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и психологическом. Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Социальное развитие – является важнейшей сферой, характеризующей развитие ребенка. В этот период происходят качественные изменения, связанные с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми, детьми и взрослыми. Современные дети в наше время порой загружены не меньше взрослых. Дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить, активно общаются со сверстниками в течение всего дня. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Отсюда и возникла идея создания уголка уединения, где ребенок может скрыться от любопытных глаз. В таком уголке ребенок чувствует себя защищенным и имеет возможность для естественного и спонтанного самовыражения. Создавая уголок уединения, мы опирались на принципы методики М. Монтессори. Решению задач, которые ставит перед собой психолог, организуя деятельность ребенка в уголке уединения, способствуют комфортные мягкие модули, а так же возможность пребывания ребенка в уголке при ярком освещении, при приглушенном свете и в полной темноте. Цвета, используемые в оформлении уголка спокойные и не кричащие, пастельных оттенков. Дизайн уголка продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся в нем, были абсолютно безопасными и приятными на ощупь. Наш уголок уединения – это волшебный мир, волшебный домик, попадая в который ребенок и взрослый ощущает полную безопасность, комфорт, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений.
Описание оборудования уголка уединения Отгорожен уголок уединения с помощью сухого душа. Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них проходить, касаясь их своим телом. За разноцветными лентами расположилось пуф-кресло с гранулами – сиденье, наполненное пенополистерольными гранулами. Сидя и лежа на пуфике или на мате, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Поверхность пуфа способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, маты служат в качестве мягкого напольного покрытия, на котором ребенок может лежать, сидеть, двигаться. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в уголке уединения. В уголке находится множество подушек, сидя на которых дети наблюдают за аквалампой (пузырьковой колонной с рыбками) – она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений. Колонна позволяет ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой. По своему усмотрению дети могут выбрать любую оптоволоконную лампу и уединиться с ней в волшебном уголке. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве уголка уединения. Любимое занятие детей в уголке – игры с «волшебной нитью» с контроллером - это гибкая пластиковая трубка с цветными лампочками внутри. При помощи контроллера можно задавать различные режимы, в соответствии с которыми свет будет путешествовать внутри трубки. «Волшебная нить» абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Взаимодействие с данным оборудованием стимулирует зрительное и тактильное восприятие, развивает координационные способности, мышечную чувствительность, позволяет активизировать внимание, успокаивает, то есть снижает тревожное состояние, излишнее напряжение. Оборудование уголка дополняют разноцветные мешочки, для закрепления цвета и различные панно, на развитие творческих способностей, снятие тревожности. Мешочки, наполненные не только различной крупой, но и разным природным материалом (шишки, камушки, каштаны). В уголок уединения ребенок может взять знакомые и близкие ему вещи, которые эстетически оформленные и аккуратно располагаются на своих местах, не далеко от данного уголка - это фотоальбомы, альбомы с различными открытками, книги. В дополнение всего этого, нами используется магнитофон, с расслабляющей музыкой, для релаксации. Клубочки, которые дети сматывают, тем самым снимая эмоциональное напряжение. Сухой бассейн, который наполнен кукурузой, горохом, семенами каштана. Играя в нем, дети не только выполняют упражнения, на снятие эмоционального напряжения, но и развивают мелкую моторику пальцев рук. Все оборудование уголка уединения мобильно, подбирается в соответствии с возрастом ребенка и его образовательными потребностями. Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно. В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и личностному развитию.
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 517 | |
Всего комментариев: 0 | |