Главная » Статьи » Доклады участников

Уголок уединения в детском саду

Уголок уединения в детском саду

 

Педагог-психолог Хорошева Лариса Анатольевна

 

Здоровье ребенка – вот о чем думают родители, отдавая его в дошкольное учреждение. Как, оставляя малыша в детском саду, можно быть уверенным в том, что  его здоровье будет сохранено. Задумываясь над этим, мы говорим не только о физическом здоровье ребенка, но и  психологическом.

Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации. Социальное развитие – является важнейшей сферой, характеризующей развитие ребенка. В этот период происходят качественные изменения, связанные с жизнью в обществе, взаимодействием с другими людьми,  детьми и взрослыми.

Современные дети в наше время порой загружены не меньше взрослых. Дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить, активно общаются со сверстниками в течение всего дня. Поэтому так важно в группе иметь личное пространство, место уединения или интимную зону. Отсюда и возникла идея  создания  уголка уединения, где ребенок может скрыться от любопытных глаз.

В таком уголке ребенок чувствует себя защищенным и имеет возможность для естественного и спонтанного самовыражения.

Создавая уголок уединения, мы  опирались на принципы методики М. Монтессори. Решению задач, которые ставит перед собой психолог, организуя деятельность ребенка в уголке уединения, способствуют комфортные мягкие модули, а так же возможность пребывания ребенка в уголке при ярком освещении, при приглушенном свете и в полной темноте. Цвета, используемые в оформлении уголка спокойные и не кричащие, пастельных оттенков. Дизайн уголка продуман таким образом, чтобы все предметы, которые находятся в нем, были абсолютно безопасными и приятными на ощупь.

Наш уголок уединения – это волшебный мир, волшебный домик, попадая в который ребенок и взрослый ощущает полную безопасность, комфорт, что наилучшим образом способствует установлению спокойных, доверительных отношений.

 

Описание оборудования уголка уединения

Отгорожен уголок уединения с помощью сухого душа. Разноцветные атласные ленты спокойных тонов, спускаются вниз, словно струи воды. Их приятно трогать, перебирать в руках, сквозь них проходить, касаясь их своим телом.

За разноцветными лентами расположилось пуф-кресло с гранулами – сиденье, наполненное пенополистерольными гранулами. Сидя и лежа на пуфике или на мате, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Поверхность пуфа способствует  тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, маты служат в качестве мягкого напольного покрытия, на котором ребенок может лежать, сидеть, двигаться. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в уголке уединения. В уголке находится множество подушек, сидя на которых дети наблюдают за аквалампой (пузырьковой колонной с рыбками)  – она эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений.  Колонна позволяет ощущать тактильно и зрительно ее благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой.

По своему усмотрению дети могут выбрать любую оптоволоконную лампу  и уединиться с ней в волшебном уголке. Наблюдение за сменой цветов оказывает стимулирующее расслабляющее воздействие при проведении релаксационных упражнений. Медленно сменяющиеся цвета и приглушенный свет создают ощущение уюта и покоя в пространстве уголка уединения.

Любимое занятие детей в уголке – игры с «волшебной нитью» с контроллером - это гибкая пластиковая трубка с цветными лампочками внутри. При  помощи контроллера можно задавать различные режимы, в соответствии с которыми свет будет путешествовать внутри трубки. «Волшебная нить» абсолютно безопасна, ее можно сгибать в любом направлении, обвивать вокруг себя, сворачивать по спирали. Взаимодействие с данным оборудованием стимулирует зрительное и тактильное восприятие, развивает координационные способности, мышечную чувствительность, позволяет активизировать внимание, успокаивает, то есть снижает тревожное состояние, излишнее напряжение.

  Оборудование уголка дополняют разноцветные мешочки, для закрепления цвета  и различные панно, на развитие творческих способностей, снятие тревожности. Мешочки, наполненные не только различной крупой, но и разным природным материалом (шишки, камушки, каштаны).

В уголок уединения ребенок  может взять знакомые и близкие ему вещи, которые эстетически оформленные и аккуратно располагаются на своих местах, не далеко от данного уголка -  это  фотоальбомы, альбомы с  различными открытками,  книги.

В дополнение всего этого, нами используется магнитофон, с  расслабляющей музыкой, для  релаксации. Клубочки, которые дети  сматывают, тем самым снимая эмоциональное напряжение. Сухой бассейн,  который наполнен кукурузой, горохом,  семенами каштана. Играя в нем, дети не только выполняют упражнения, на снятие эмоционального напряжения, но и развивают мелкую моторику пальцев рук.

Все оборудование уголка уединения мобильно, подбирается в соответствии с возрастом ребенка и его образовательными потребностями.

Ребенок может самостоятельно проявить желание отправиться в уголок уединения, но иногда это происходит по подсказке воспитателя: если педагог видит, что малыш чувствует себя некомфортно, зажато или, наоборот, ведет себя вызывающе, агрессивно.

В заключение хочется отметить, что созданная в группе благоприятная атмосфера, вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и личностному  развитию.

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Хорошева Лариса Анатольевна
Просмотров: 214 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps