Главная » Статьи » Доклады участников |
Создание развивающей предметно – пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста
Воспитатель Галицкая-Бухарина Елена Анатольевна
Старший дошкольный возраст – это период очень активного развития и становления познавательной деятельности ребёнка. В этом возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности ребенка. Переход в старшую группу связан с изменением психологической позиции детей: они впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Помоч дошкольникам осознать свое новое положение может только воспитатель, создав для детей развивающую предметно-пространственную среду. Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательно-насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, доступна и безопасна. Она позволяет обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала группы. Предметно-пространственная среда построена таким образом, что даёт возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка в соответствии с особенностями детей с учётом склонностей, интересов, уровня активности, охраны и укрепления их здоровья, и коррекции недостатков их развития. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей. Каждый ребёнок имеет возможность свободно заниматься любимым делом. Дети могут объединяться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, театрально- игровая деятельность, экспериментирование. В группе есть учебная и игровая зоны, распложены по принципу интеграции образовательных областей, способствующие формированию единой предметно - пространственной среды. В учебной зоне размещены: центр по речевому развитию «Речецветик», центр изобразительного творчества «Веселый художник», центр экологического развития, центр музыкального развития «Веселые нотки», центр по духовно-нравственному воспитанию, центр экспериментирования, математический центр «Посчитай-ка», центр по физическому развитию «Мы спортсмены». Центр по речевому развитию «Речецветик» был создан с целью всестороннего развития речи наших воспитанников. В речевом центре проходит индивидуальная работа по отработке и закреплению речевого материала, так же ребенок может уединиться и поиграть самостоятельно. Центр включает в себя зеркало с лампой дополнительного освещения, место для занятий у зеркала, игры и пособия, направленные на развитие всех компонентов речевой системы. В речевом уголке расположены игры и пособия для развития физиологического и речевого дыхания, развития мелкой моторики, картинки к артикуляционным упражнениям, игры на развитие высших психических функций, игры на развитие фонематического слуха, на автоматизацию звуков, совершенствующие грамматический строй речи, направленные на развитие связной речи, помогающие обучению грамоте, сюжетные и предметные картинки, схемы модули по рассказыванию. Рядом оформлен книжный уголок, где на полочках расположены книги по возрасту детей. Художественная литература подбирается воспитателем грамотно. Мягкая, удобная, детская мебель располагает к спокойному чтению, рассматриванию иллюстраций. Небольшая группа детей может погрузиться в волшебный мир книг. В зимние вечера можно почитать детям любимые сказки и рассказы. Здесь проводятся викторины и конкурсы. В центре творчества «Веселый художник», ребенок погружается в мир искусства, широкий выбор изобразительных материалов для творчества (белая бумага разного формата, цветная, гофрированная, бархатная, цветной картон и гофрированный, карандаши разного диаметра, восковые мелки, сангина, акварель, гуашь, кисти разного размера и щетины, трафареты образцы для рисования, пластилин, глина, доски, стеки), способствуют развитию интереса к изобразительной деятельности, формируют эстетическое восприятие, воображение, художественно-творческие способности, самостоятельность, активность. Это поле социальной и творческой деятельности. Для развития умственных способностей детей был создан математический центр «Посчитай-ка» оснащенный играми, пособиями и материалами. В центре имеется разнообразие счетного, наглядного, демонстрационного и раздаточного материала (плоскостные предметные картинки для счета; мелкие игрушки и предметы – матрешки, грибочки, рыбки и др.; счетные палочки; комплекты геометрических фигур разных размеров, разного цвета; природный материал для счета; комплекты цифр и т.д.). Центр также оснащен развивающими и интеллектуальными, логико-математическими играми. Все это доступно детям и может использоватся как для индивидуальной работы, так и в свободной деятельности детей. Центр экологического развития создан по принципу трансформируемости пространства, это дает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Здесь созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира фауны и флоры. Так же сочетает в себе уголок экспериментирования с природным материалом, ёмкостями разной вместимости, календарём природы, комнатными растениями, песочными часами, лейками. Здесь же представлены игры о животном и растительном мире, временах года, буклеты о природе (стихи, иллюстрации), таблицы. В экологическом центре находятся детские поделки из природного и бросового материала. С подгруппой детей провожу наблюдения, простые опыты. В центре размещена литература о животных, растениях, птицах. В этом центре представлена игра «Зоопарк», «Путешествие в мир животных», «Ферма». Дети знакомятся с жизнью домашних и диких животных. Собрана коллекция энциклопедий «Открой мир вокруг себя». Наличие полифункциональных предметов (игрушек, игр, пособий и т.д. ) и в том числе природных материалов, дает возможность детям использовать их в разных видах деятельности, в том числе и как предметы – заместители. Центр музыкального развития «Веселые нотки обеспечивает самостоятельные музыкальные проявления детей. Центр оснащен пособиями, музыкальными игрушками, инструментами, чтобы дошкольники могли воплотить свои игровые замыслы. Музыкальный центр способствует формированию интереса к музыке, знакомит с музыкальными инструментами и играми (шумовые инструменты, альбомы к знакомым песням, музыкально-дидактические игры, атрибуты к музыкальным подвижным играм, ширма настольная, портреты композиторов, альбомы: «Танцы народов мира», «Народные инструменты», магнитофон, диски, аудиозаписи с детским репертуаром). Дети учатся играть простейшие мелодии на различных музыкальных инструментах. Наличие разнообразного выбора материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивает свободный выбор детей и использования их в различных видах деятельности. Центр по духовно нравственному развитию так же расположен в учебной зоне. Основные направления работы - краеведение, ознакомление с родной страной, государственной символикой, историческим прошлым России, организация жизни детей по народному календарю. Он способствует формированию патриотических чувств, знакомит детей с символикой нашей страны и города. Детям представлены фотографии достопримечательностей города. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года отмечена большая роль регионального компонента, позволяющего обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой толерантностью. В группе также имеется центр физического развития «Мы спортсмены». Центр создан по принципу обеспечения здорового образа жизни и физического развития детей во время нахождения ребенка в детском саду. Все оборудование (Коврик массажный со следами, шнур короткий (плетеный), обруч малый, обруч большой, скакалка короткая, кегли (набор), кольцеброс (набор), мешочки с песком, мяч для мини-баскетбол, мячи-массажеры , серсо (набор), гантели детские, кольцо малое, лента короткая, мячи средние, палки гимнастические короткие. Детские тренажёры: велотренажер, гребной тренажер, тренажер для ходьбы) и пособия (дидактические игры на тему «Спорт» и «Здоровье», картинки на спортивную тематику, альбомы: «Папа, мама, я – спортивная семья», «Мы – спортсмены», «Спорт и дети», «Виды спорта (зимние, летние) », «Спортсмены России», «Олимпиада Сочи – 2014») отвечают задачам развития всех систем организма и повышению двигательной активности, своевременному овладению ведущими навыками, способствуют охране нервной системы ребенка. Занятия в центре обеспечивают двигательную активность детей, в том числе развивается крупная и мелкая моторика. Способствует возможности самовыражения детей. Игровая зона создана с учетом принципа возрастного и гендерного соответствия, так для мальчиков характерно освоение «дальнего» пространства групповой комнаты, желание больше использовать в игре предметы-двигатели, а также свободно перемещаться из одного конца комнаты в другой. Мальчикам всегда нужно больше места. Таким образом, зона двигательной активности имеет больше свободного места, а центр конструирования находится по соседству с центром движения. При игре детей со строительным материалом, как правило, требуется больше места, поэтому дети с легкостью могут освободить себе необходимое пространство для строительных игр. Девочки, в основном ориентируются на «ближайшее» пространство, поэтому им следует создать условия, помогающие ситуативным, сосредоточенным игровым сюжетам. Поэтому игровые зоны такие как «Семья», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин» и т.д. располагаются рядом, и легко трансформируется, дает возможность детям изменять предметно-пространственную среду в зависимости от игровой ситуации, в том числе от меняющихся интересов детей. Таким образом, играя в сюжетно-ролевую игру «Семья» дети сами выбирают сопутствующие сюжетно-ролевые игры и организовывают свое пространство. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно-ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, половой принадлежностью, куклами, машинами, игрушечными дикими и домашними животными. В группе создан центр правил дорожного движения «Дорожное движение». Уголок оснащен атрибутами для сюжетно-ролевой игры, дидактическими играми. Центр так же включает в себя переносной макет улицы, различного размера машины и их назначения, светофор, полицейский жезл, фуражку. Это предметное наполнение способствует усвоению материала о безопасности дорожного движения через сюжетно – ролевую игру. Центр по безопасности «Один дома», где расположены дидактические игры по безопасности, атрибуты для подвижных игр, схемы работы с опасными инструментами, плакаты по безопасному поведению в помещении и на улице, буклеты и альбомы. В центре строительно-конструктивных игр находятся строительные наборы, конструкторы. Свободное пространство на полу даёт возможность сооружать постройки. Это стимулирует творческую активность детей. В зоне сюжетно – ролевых игр созданы соответствующие условия для возникновения и развёртывания сюжета игр. Все игры педагогически целесообразны и соответствуют возрасту детей. Полифункциональность материалов дает возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, мягких модулей, ширм и т.д. В группе имеются полифункциональные (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметы, в том числе и природные материалы, пригодные для использования в игре, в том числе и в качестве предметов-заместителей. Театр – играет важную роль при создании предметно-пространственной среды, особенно в организации инклюзивного образования детей с ОВЗ. Играя в театр, дети избавляются от своих комплексов, принимая ту или иную роль на себя, в группе собраны несколько видов театров, необходимое к ним оборудование. Дети – большие артисты. Они с радостью участвуют в постановках, а также с удовольствием смотрят их. В группе есть центр уединения, который располагает к тишине, мечтам, беседам. Он отделён от других центров ширмой со шторками. Дети могут отвлечься от суеты и восстановить силы. Созданная мной развивающая предметно - пространственная среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленна на саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Содержание среды периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности детей. Но главное - она направлена на развитие ребенка.
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 313 | |
Всего комментариев: 0 | |