Главная » Статьи » Доклады участников

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду как условие экологического воспитания дошкольников

Развивающая предметно-пространственная среда в детском саду

как условие экологического воспитания дошкольников

 

Автор: Щербо Ольга Владимировна, воспитатель

 

                                         Природа – это самая лучшая из книг, написанная

                                 на особом языке. Этот язык надо изучать.

                                                                                                  Н. Г. Гарин-Михайловский

 

Экологическое образование необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период складывается первое мироощущение, ребенок получает эмоциональные впечатления о природе и социуме, накапливает представления о разных формах жизни, у него формируется основа экологического мышления, сознания и культуры.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет обеспечить максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого является накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Одним из важных педагогических условий формирования экологической культуры дошкольников является наличие в образовательной организации развивающей предметно-пространственной среды, способствующей активизации познавательной деятельности детей, эколого-эстетическому развитию, оздоровлению ребенка, воспитанию нравственных качеств, обогащению опыта экологически грамотной деятельности в природе. Концептуальные подходы к выявлению содержания развивающей предметно-пространственной экологической среды представлены в исследованиях Т.М. Бондаренко, Л.И. Греховой, H.H. Кондратьевой, С.Н. Николаевой, H.A. Рыжовой, Т.П. Потаповой и др.

Развивающая предметно-пространственная экологическая среда представляет собой совокупность объектов природы в определенных пространственных отношениях, ориентированных на развитие активности ребенка по освоению экологических знаний, воспитание нравственно-ценностного отношения к природе, обогащение опыта экологической деятельности в природной среде.

Во всех группах нашего детского сада созданы экологические центры, которые не только  знакомят детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, но и обогащают представления детей о многообразии природного мира, воспитывают любовь и бережное отношение к природе, приобщают детей к уходу за растениями и животными, формируют начала экологической культуры. Содержание экологических центров  зависит от возраста дошкольников.

Задачи экологического центра:

- развивать первичные естественнонаучные представления, наблюдательность, любознательность, активность, мыслительные  операции (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение);

- формировать умения комплексно обследовать предмет.

В экологическом центре нашей группы находятся следующие материалы и оборудование.

Компонент дидактический

Компонент оборудования

Компонент

стимулирующий

-Книги познавательного характера для детей среднего дошкольного возраста;

- тематические альбомы («Птицы», «Времена года» и др.);

- коллекции:  семена разных растений, шишки, камешки,

- коллекции: "Ткани",

"Бумага", "Пуговицы";

- мини-музей (тематика различна, например "Камни", «Чудеса из стекла" и др.).

- Песок, глина;

- набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр в воде;

- материалы для игр с мыльной пеной,  красители пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.);

- семена бобов, фасоли, гороха;

- некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука);

- простейшие приборы и приспособления: лупы, сосуды  для воды, "ящик ощущений" («чудесный мешочек»), зеркальце для игр с "солнечным зайчиком", контейнеры из "киндер-сюрпризов" с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с разными запахами;

- "бросовый материал": веревки, шнурки, тесьма, катушки деревянные, прищепки, пробки и др.

- На видном месте вывешиваются правила работы с материалами, доступные детям  среднего дошкольного  возраста;

- персонажи, наделанные определенными чертами ("почемучка", от имени которого моделируется проблемная ситуация и дрю;

- карточки-схемы проведения экспериментов (заполняются воспитателем): ставится дата, опыт зарисовывается.


Находящийся в центре материал для экспериментирования должен быть рассчитан на детей с разным уровнем развития. Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.

В экологическом центре представлены разнообразные  экологические игры, которые развивают и формируют у детей познавательный интерес к природе.

Детям нравятся игры-эксперименты с песком: «Волшебное сито», «Цветной песок», «Своды и тоннели», «Живой песок»;

- игры-эксперименты с водой: «Друзья-Враги», «Фонтанчики», «Тонет - не тонет», «Кораблики плывут», «Как выйти сухим из воды»;

- игры-эксперименты с магнитами: «Рисуем с помощью магнитов», «Стальной барьер», «Парящий самолёт».

В результате данной деятельности дети узнают много нового и интересного о свойствах песка, магнита и воды.

После проведения игр-экспериментов у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Их  интересует: как выглядит микроб, отчего бывает ветер, с помощью чего издаётся звук в телевизоре и многое другое. Мы не всегда торопимся с ответами, а способствуем тому, чтобы дети нашли его самостоятельно. 

Мы с детьми принимали участие в  конкурсе «Вторая жизнь вещей».

Конечно, большую помощь нам оказали наши дорогие родители. Поделки были красивые, разнообразные. Очень приятно видеть совместное творчество детей и родителей. Эти работы были использованы нами для оформления среды группы.

Экологическое воспитание дошкольников не ограничивается групповым пространством.  На территории ДОО имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Был создан макет экологической тропы совместно с детьми и воспитателем.

Так же у нас в группе  имеется экологическая библиотека «Полочки умных книг», которая представляет собой собрание разнообразных красочных книг о природе, альбомов с фотографиями и иллюстрациями, энциклопедий для детей, периодических изданий, паспортов растений; аудиокассет с записями голосов животных, звуков природы, видеокассет с фильмами о природе, карт, глобуса, сказочных персонажей, кукол. Здесь же находится библиотека произведений о родном крае. Экологическая библиотека выполняет познавательную функцию и воспитывает интерес к родной природе, прививает любовь к книге, чтению.

Дети нашей группы вместе с родителями участвовали в оформлении  экологических плакатов и газет на тему «Сохраним нашу Землю голубой и зелёной». Детям очень понравилось делать газеты своими руками. Они принимали активное участие в их оформлении. Придумывали рисунки, стихи, ребусы.     

Так же мы с детьми начали работу над  долгосрочным проектом: изготовление книги «Энциклопедия  экологических праздников». Каждая страница книги посвящена какому-либо экологическому празднику («День Земли», «День птиц» и др.).  Детям совместно с родителями очень нравится добывать информацию из разных источников: библиотека, разные атласы, интернет. Надеюсь, что со временем, когда наш проект подойдёт концу, у нас получится замечательная книга.  

Таким образом, создавая экологические центры,  необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует.

Экологическая  развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты  в экологическом центре, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

 

Литература

  1. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  2. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  3. Михайлова, З.А. Образовательная область «Познание» / З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко и др.   – М., Изд-во «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2012. – 156с.
  4. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С.Н. Николаева. – М., Изд-во центр «Академия», 2002 г. –  336 с.
  5. Николаева, С.Н. Юный эколог: Программа и условия её реализации в детском саду /  С.Н. Николаева. – М., Мозаика-Синтез, 1999. – 224с.
  6. Рыжова, Н.А. Экологическое образование в детском саду/ Н.А. Рыжова //Первое сентября. – 2005. – № 17.- С.11-15.

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Щербо Ольга Владимировна
Просмотров: 328 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps