Главная » Статьи » Доклады участников |
Развивающая предметно-пространственная среда логопедического кабинета в дошкольной образовательной организации
Автор: Критинина екатерина Васильевна, учитель-логопед
«Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира.» Е.И. Тихеева
Дошкольное детство – короткий, но вместе с тем очень ценный период в развитии человека. От того, где и как развивается ребенок, во многом зависит становление его личности. Ведущую роль в формировании личности ребенка играет развитие речи, как показатель интеллектуального и психического здоровья. Речь – многогранный и сложный инструмент, и если нарушается один из компонентов, страдает вся речевая система в целом. Дети с речевыми нарушениями, могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения и правильной организации коррекционно-развивающего пространства. Развивающая среда выступает в роли движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие каждого и способствует его самореализации в дальнейшем. В дошкольном образовании «развивающая среда» понимается как комплекс материально- технических, санитарно-гигиенических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых. Коррекционно-развивающая среда так же является важным средством воспитания и развития детей с нарушением речи. Она решает задачи коррекционной помощи и организацию условий, соответствующих задачам исправления, преодоления и сглаживания трудностей социализации детей с проблемами в развитии. Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом развивающей предметно-пространственной среде, как части целостной формы педагогической деятельности, отводится большая роль в речевом и психическом развитии детей, имеющих речевое недоразвитие. По утверждению Нишевой Н. В. «… Правильно организованная развивающая предметно-пространственная среда в логопедической группе создаёт возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии и позволяет ребёнку проявлять свои способности не только на занятиях, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, а значит, способствует всестороннему гармоничному развитию личности». Большой вклад в изучение проблемы развивающей предметно-пространственной среды внесли С. Л. Новоселова, Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, Е В. Зворыгина и др. В соответствии с новым федеральным государственным стандартом развивающая предметно-пространственная среда определяется как «часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития». Логопедический кабинет в нашем детском саду представляет собой сказочный уголок, в котором, играя, ребенок знакомится с правильным произношением звуков, правилами красивой и правильной речи. Создавая развивающую предметно-пространственную и коррекционно-развивающую среду логопедического кабинета, мы стремимся к тому, чтобы окружающая обстановка была комфортной, эстетичной, подвижной, вызывала у детей стремление к самостоятельной деятельности и стимулировала речевые способности. Рассмотрим развивающую предметно-пространственную среду нашего логопедического кабинета по следующим характеристикам:
Наш логопедический кабинет включает в себя следующее стационарное оборудование: - большой рабочий стол и стул для учителя-логопеда; - детские столы и стулья; - большое настенное зеркало для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков; - стол возле зеркала для индивидуальной работы с ребенком; - индивидуальные зеркала для детей; - шкафы для пособий и литературы; - мольберт; - ноутбук, обучающие программы и др. Кабинет логопеда оснащен дидактическим и наглядным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы. Материал размещён по основным компонентам речи (на полках в шкафах). Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение: пособия для обследования и формирования фонематических процессов, звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики; пособия для подготовки к обучению грамоте. Организация развивающей предметно-пространственной среды в логопедическом кабинете позволяет проводить индивидуальные и подгрупповые занятия в игровой форме и решать различные коррекционные задачи. А различные методические пособия дают возможность, действуя с ними, повышать интерес к занятиям, активизировать речевую деятельность детей. В кабинете созданы условия для успешного и всестороннего развития всех компонентов речевой деятельности. В его оснащении можно выделить следующие центры:
Оборудование и освещение кабинета соответствует требованиям СанПиН. Созданная развивающая предметно-пространственная среда кабинета учитывает уровень развития, возраст детей и их гендерную специфику и обеспечивает разностороннее развитие детей, отвечает принципу целостности образовательного процесса. Таким образом, целенаправленная работа и грамотная организация развивающей предметно-пространственной среды в деятельности учителя – логопеда: · создает благоприятные условия для формирования речевых умений и навыков детей не только в специально организованном обучении, но и в самостоятельной деятельности; · обеспечивает высокий уровень речевой активности детей; · способствует овладению детьми речевыми умениями и навыками в естественной обстановке живой разговорной речи. В центре развивающей предметно-пространственной среды стоит ребенок с его запросами и интересами, а образовательная организация (педагогический коллектив) предлагает качественные образовательные услуги, нацеленные на развитие самобытности, уникальности и индивидуальности каждой личности. Организация коррекционно-развивающей предметно-пространственной среды должна строиться так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Важно, что развивающая предметно-пространственная среда имела характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.
Литература
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 431 | |
Всего комментариев: 0 | |