Главная » Статьи » Доклады участников

Предметно-пространственная среда в речевом развитии детей с задержкой психического развития

Предметно-пространственная среда в речевом развитии детей с задержкой психического развития

 

Автор: учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.

 

Как показывает целый ряд исследований, речевое раз­витие детей с ЗПР характеризуется следующими особен­ностями: ограниченностью словарного запаса (Т. В. Егоро­ва, С. Г. Шевченко), своеобразием формиро­вания словообразования (Е. С. Слепович), трудностью понимания и употребления сложных грамматических конструкций (Г. Н. Рахмакова, Л. В. Яссман), специфич­ностью формирования письменной речи (В. А. Ковши­ков, Е.А.Логинова, В.И.Насонова, Н. А. Цыпина), недостаточностью регулирую­щей функции речи (Н. Ю. Борякова,   Е. С. Слепович,  Л. В. Яссман).

Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии. Одним из условий является создание предметно-развивающей среды.

Среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При создании развивающего пространства в своем кабинете, я учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности у дошкольников – игровой. Все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей.

Немаловажное значение в развитии детей с ЗПР приобретает зона речевого развития. При входе в кабинет – игровое панно «Смешарики», где размещен центр речевого дыхания. Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, музыкальные инструменты.

Подобраны материалы по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматическому строю, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, и фонематического слуха, для накопления и уточнения словарного запаса, развития связной речи. Изготовлены пособия:

«Говорящий паровозик» используется для развития и обогащения словаря, развития фонетико-фонематической стороны речи, грамматики, коррекции звукопроизношения. Предлагаю несколько вариантов игр с использованием пособия.

 

Игра: «Подбери слова на заданный звук» (на звуки с и ш)

Цель: Упражнять детей в различении указанного звука в словах, учить соотносить его с буквой.                                                                

Оборудование: предметные картинки, схемы для определения звука в слове (начало, середина, конец)

 

Игра: «Что здесь лишнее?»

Цель: формировать обобщающие понятия, развивать зрительное и слуховое внимание

Оборудование: предметные картинки

 

Игра « Угадай, кто едет в поезде».

Цель: учить соотносить теневое изображение картинки с предметом, развивать мышление, зрительное восприятие, речь.

Оборудование: карточки с изображением реальных объектов, предметов и их тенью.

 

Дидактическое пособие «Азбукварик»

Цель пособия:

Закрепить  умения определять на ощупь букву,  дифференцировать её среди других букв, определять элементы, называть её, подбирать слова на данный звук, собирать слова и слоги. Развить произвольную память,  внимание, воображение, мелкую, общую и артикуляционную моторику.

Описание пособия. Пособие изготовлено из коробки, обшитой мягкой тканью, где находятся буквы, внутри которых различное наполнение (горох,  фетр, синтепон, гречка и др). На коробку пришиты  рукава, благодаря которым ребенок просовывает руки и определяет на ощупь букву.

 

Игры с использованием пособия.

Дидактическая игра  «Буквы вокруг меня».

Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; развить наблюдательность.

Описание. Ребёнок достает букву из коробки, называет её,  и находит в помещении предмет, который будет начинаться с этой буквы.

 

Дидактическая игра  «Найди подружку для буквы».

Цель: закрепить  знания детей о буквах; развивать сосредоточенность и концентрацию внимания.

Описание. Взрослый предлагает ребёнку таблицу показывает букву, называет её и просит ребенка  в коробке найти такую же и  соотнести  её с образцом.
 

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: учить правильно называть буквы, подбирать слова на заданный звук, развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику.

Описание: Взрослый называет звук, а ребенок находит в коробке букву. Взрослый предлагает  ребенку назвать слова на этот звук. Определить позицию звука (в начале слова, в середине и в конце).

 

Дидактическая игра «Волшебные звуки»

Цель: развивать слуховое внимание, учить звуко-буквенному анализу.

Описание. Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными.  Взрослый называет слова, когда дети услышат слово с  «волшебным звуком», они находят в коробке букву. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.

 

Дидактическая игра «Составь слово из букв»

Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.

Описание. Взрослый называет слово. Говорит, что все буквы перепутались и просит по образцу сложить слово из букв. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из одного, двух слогов, затем более сложные варианты.

 

Дидактическая игра «Найди гласный (согласный) звук»

Цель: учить выбирать из ряда букв только гласные  или согласные. Закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание,  быстроту мышления.

 

Дидактическая игра «Пишущая машинка»

Цель: развивать  фонематический слух, знания детей об образе буквы из каких элементов она состоит.

Описание. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает назвать, из каких элементов  состоит буква, найти ее в коробке  и «напечатать» какое-нибудь  слово. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано,  хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.

 

Дидактическая игра «Где наш дом?»

Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.

Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; ребенку предлагается найти данный звук (букву) и  поместить её в нужном месте.

 

Многофункциональное панно по развитию связной речи.

Включает игры и упражнения  формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов.

Предметно-развивающая среда  меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Она, безусловно, всегда эстетичная, развивающая и разносторонняя, побуждающая детей к развитию.

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Овсиенко В.Ф.
Просмотров: 76 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps