Главная » Статьи » Доклады участников |
Предметно-пространственная среда в речевом развитии детей с задержкой психического развития
Автор: учитель-дефектолог Овсиенко В.Ф.
Как показывает целый ряд исследований, речевое развитие детей с ЗПР характеризуется следующими особенностями: ограниченностью словарного запаса (Т. В. Егорова, С. Г. Шевченко), своеобразием формирования словообразования (Е. С. Слепович), трудностью понимания и употребления сложных грамматических конструкций (Г. Н. Рахмакова, Л. В. Яссман), специфичностью формирования письменной речи (В. А. Ковшиков, Е.А.Логинова, В.И.Насонова, Н. А. Цыпина), недостаточностью регулирующей функции речи (Н. Ю. Борякова, Е. С. Слепович, Л. В. Яссман). Для того чтобы дети развивались в полном объеме, необходимо создать определенные условия для коррекции отклонений в развитии. Одним из условий является создание предметно-развивающей среды. Среда должна быть содержательной, насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. При создании развивающего пространства в своем кабинете, я учитывала все принципы построения предметно-развивающей среды, а так же и то, что ведущий вид деятельности у дошкольников – игровой. Все зоны и пособия оформлены ярко, красочно, доступны для детей. Немаловажное значение в развитии детей с ЗПР приобретает зона речевого развития. При входе в кабинет – игровое панно «Смешарики», где размещен центр речевого дыхания. Включает в себя дыхательные тренажёры, вертушки, музыкальные инструменты. Подобраны материалы по формированию правильного звукопроизношения, лексико-грамматическому строю, наглядно-иллюстративный материал по лексическим темам, сюжетные картинки для работы над фразой, игрушки для совершенствования диафрагмально-речевого дыхания, различные пособия для ручного праксиса, и фонематического слуха, для накопления и уточнения словарного запаса, развития связной речи. Изготовлены пособия: «Говорящий паровозик» используется для развития и обогащения словаря, развития фонетико-фонематической стороны речи, грамматики, коррекции звукопроизношения. Предлагаю несколько вариантов игр с использованием пособия.
Игра: «Подбери слова на заданный звук» (на звуки с и ш) Цель: Упражнять детей в различении указанного звука в словах, учить соотносить его с буквой. Оборудование: предметные картинки, схемы для определения звука в слове (начало, середина, конец)
Игра: «Что здесь лишнее?» Цель: формировать обобщающие понятия, развивать зрительное и слуховое внимание Оборудование: предметные картинки
Игра « Угадай, кто едет в поезде». Цель: учить соотносить теневое изображение картинки с предметом, развивать мышление, зрительное восприятие, речь. Оборудование: карточки с изображением реальных объектов, предметов и их тенью.
Дидактическое пособие «Азбукварик» Цель пособия: Закрепить умения определять на ощупь букву, дифференцировать её среди других букв, определять элементы, называть её, подбирать слова на данный звук, собирать слова и слоги. Развить произвольную память, внимание, воображение, мелкую, общую и артикуляционную моторику. Описание пособия. Пособие изготовлено из коробки, обшитой мягкой тканью, где находятся буквы, внутри которых различное наполнение (горох, фетр, синтепон, гречка и др). На коробку пришиты рукава, благодаря которым ребенок просовывает руки и определяет на ощупь букву.
Игры с использованием пособия. Дидактическая игра «Буквы вокруг меня». Цель: закрепить знания о буквах; научить концентрировать внимание; расширить словарный запас; развить наблюдательность. Описание. Ребёнок достает букву из коробки, называет её, и находит в помещении предмет, который будет начинаться с этой буквы.
Дидактическая игра «Найди подружку для буквы». Цель: закрепить знания детей о буквах; развивать сосредоточенность и концентрацию внимания. Описание. Взрослый предлагает ребёнку таблицу показывает букву, называет её и просит ребенка в коробке найти такую же и соотнести её с образцом. Дидактическая игра «Найди букву» Цель: учить правильно называть буквы, подбирать слова на заданный звук, развивать фонематический слух, внимание, мелкую моторику. Описание: Взрослый называет звук, а ребенок находит в коробке букву. Взрослый предлагает ребенку назвать слова на этот звук. Определить позицию звука (в начале слова, в середине и в конце).
Дидактическая игра «Волшебные звуки» Цель: развивать слуховое внимание, учить звуко-буквенному анализу. Описание. Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Взрослый называет слова, когда дети услышат слово с «волшебным звуком», они находят в коробке букву. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.
Дидактическая игра «Составь слово из букв» Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух. Описание. Взрослый называет слово. Говорит, что все буквы перепутались и просит по образцу сложить слово из букв. Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из одного, двух слогов, затем более сложные варианты.
Дидактическая игра «Найди гласный (согласный) звук» Цель: учить выбирать из ряда букв только гласные или согласные. Закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, быстроту мышления.
Дидактическая игра «Пишущая машинка» Цель: развивать фонематический слух, знания детей об образе буквы из каких элементов она состоит. Описание. Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает назвать, из каких элементов состоит буква, найти ее в коробке и «напечатать» какое-нибудь слово. Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры. Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.
Дидактическая игра «Где наш дом?» Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки. Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; ребенку предлагается найти данный звук (букву) и поместить её в нужном месте.
Многофункциональное панно по развитию связной речи. Включает игры и упражнения формирующие у детей умение строить собственное высказывание, наборы предметных и сюжетных картинок для составления разных видов рассказов, наборы текстов для пересказов. Предметно-развивающая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. Она, безусловно, всегда эстетичная, развивающая и разносторонняя, побуждающая детей к развитию.
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 302 | |
Всего комментариев: 0 | |