Главная » Статьи » Доклады участников

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

Организация развивающей предметно-пространственной среды группы

 

Воспитатель  Горбачева Елена Александровна

 

Развивающая  предметно-пространственная среда в моей группе организована  таким образом, чтобы каждый ребенок в зависимости от присущих ему индивидуальных особенностей получил бы множество вариантов для своего развития. Все оформление группы выдержано в едином стиле.  Пособия яркие, крупные, безопасные, доступные всем детям.

В группе каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом. Все групповое пространство доступно детям: дидактический материал, игры. Они прекрасно знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок.

 В центе конструирования дети могут создавать как фантастические, так и реалистические сооружения. Занимаясь строительством, дети осваивают очень многое, что помогает развивать математические способности, приобретать социальные навыки, получают опыт решения проблем. Деревянные переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мирок.      

Элементы культуры – музыкальный уголок, театральная ширма, уголок рисования – входят в дизайн группы. Обязательно устраиваем выставки детского творчества (рисунков, поделок), с уважением относимся к продуктивной деятельности каждого ребенка. Дети знают, где в группе можно хранить игрушки, “драгоценные” для них предметы, принесенные из дома, незаконченные поделки и рисунки.

Природный уголок группы - одно из любимых мест детей в группе. Он удивляет не только красотой  обилием комнатных растений, он является настоящей мастерской для дошколят. В нем создаются микроландшафты с деревянными домиками, камнями, фигурками из киндер-сюрпризов, дорожки из мелкого песочка, интересные поделки из природного материала. В нем каждый камушек играет не только эстетическую, но и познавательную роль.

Рядом с природным уголком находится лаборатория, где есть все необходимое для опытно-экспериментальной деятельности. Экспериментируя, ребята активно познают окружающую их действительность.

Физкультурный уголок группы оснащен спортивным оборудованием:  мишени для метания,  разнообразные шапочки для подвижных игр, мячи разных размеров, кольцеброс, кегли, скакалки, обручи, ленточки с колечками, флажки.

Принцип гибкого зонирования позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг другу, разными видами деятельности: музыкой, рисованием,  инсценировать сказки, устраивать игры-драматизации.

В нашей группе оформлен двухэтажный подиум для сюжетно-ролевых игр. На первом этаже располагается кухня, столик и мягкий уголок. Дети с удовольствием играют в этой зоне. На втором этаже подиума, находится спальня. В спальне есть кроватки, 2 кресла и куколки. Подиум легко трансформируется, можно создать театрализованную деятельность, где будут участвовать и мальчики и девочки; можно сделать уголок уединения, занавески опускаются и поднимаются; можно сделать двухэтажный магазин, на первом этаже будут продаваться продукты, а на втором вещи, косметика.

Для мальчиков на первом этаже, можно сделать строительную фирму, на втором этаже интернет кафе.

При создании развивающей предметно-пространственной среды для сюжетных игр я учитывала то, что в игре должны отражаться личный опыт детей и те знания, которые они получают на занятиях, во время чтения художественной литературы, наблюдений. Поэтому игровая среда в моей группе гибкая и  видоизменяющаяся.  Я постоянно вношу в нее изменения в зависимости от интересов детей, их потребностей, периода обучения, возрастных особенностей.

Если в группе больше мальчиков, то я оборудую группу конструкторами, кубиками, машинами, что позволяет детям строить дома, мосты, арки, гаражи не только на столе, но и на полу. Если девочек больше, чем мальчиков, то чаще разворачиваем игры в “семью”, “больницу”, “магазин”, выделяем для этого большую часть группы.

В группе мебель и оборудование установлены так, чтобы каждый ребенок мог найти удобное и комфортное место для занятий с точки зрения его эмоционального состояния: достаточно удаленное от детей и взрослых или, наоборот, позволяющее ощущать тесный контакт с ними, или же предусматривающее в равной мере контакт и свободу. С этой целью используется различная мебель, в т. ч. и разноуровневая: диванчик, кресло, пуфики. Их достаточно легко передвигать и по-разному компоновать в группе.

Содержание предметно-пространственной среды в моей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на индивидуальные возможности детей.

Созданная эстетическая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

 

Список литературы

 

1. Гринявичене Н.Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среде: Материалы Всесоюзной научно-практической конференции. /Н.Т. Гринявичене. - М., 2006.

2. Кирьянова Р.А. Проектирование предметно-развивающей среды. /Р. Кирьянова. - Спб.: КАРО, 2007.

3. Нищева Н.В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. /Н.В. Нищева. - Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.

4. Нищева, Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации /Н. В. Нищева// Детство-Пресс. — 2010. — С. 128. Полякова М. Н. Создание моделей предметно — развивающей среды в ДОУ (Методические рекомендации). Учебно-методическое пособие. — М., Центр педагогического образования, 2008. 

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (17.11.2016) | Автор: Горбачева Елена Александровна
Просмотров: 313 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps