Главная » Статьи » Доклады участников

Лэпбук, как часть развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с общим недоразвитием речи

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации развивающей предметно-пространственной среды.

Мы начали изучать и использовать в своей работе новое, интересное методическое пособие – лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского значит «книга на коленях» (lap – колени, book – книга). Лэпбук  – это самодельная интерактивная папка с дверками, окошками, кармашками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению и т.п. В этой папке собирается материал по определенной теме. Содержание и наполняемость лэпбука могут быть самыми разнообразными, затрагивать разные образовательные области. Это зависит от возраста детей и задач, поставленных Программой и педагогом по данной теме.

Лэпбук отвечает современным требованиям организации развивающей предметно-пространственной среды в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования:

- трансформируемость (дает возможность менять пространство в зависимости от образовательной ситуации);

- полифункциональность (использование в разных видах детской активности);

- вариативность (разнообразие игр, обеспечивающих свободный выбор детей);

- доступность и безопасность для воспитанников.       

Предлагаем Вашему вниманию лэпбук на тему «Домашние животные» для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

У детей с общим недоразвитием речи нарушено формирование всех компонентов речевой системы. Как правило, у дошкольников этой категории страдают и познавательные процессы: память, внимание, восприятие, мышление.

Поэтому в содержание лэпбука мы включаем разнообразный материал, направленный на решение данных проблем.

Лэпбук  используется нами для индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы с детьми, а также при организации самостоятельной деятельности дошкольников.

Коррекционно-развивающие цели: закрепление представлений о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни; активизация словаря по данной теме; совершенствование грамматического строя речи; развитие связной речи.

Коррекционно-развивающие цели: развитие зрительного восприятия и внимания,  памяти, мышления, мелкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Содержание лэпбука «Домащние животные»

  1. Стихи и загадки о домашних животных.
  2. Предметные картинки с изображением домашних животных и их детенышей.
  3. Схема «Части тела домашних животных».
  4. Дидактическая игра «Найди детенышей».
  5. Книжки-раскладушки «Что забыл нарисовать художник?», «Чей? Чья? Чье? Чьи?».
  6. Дидактическая игра «Найди соответствие» (животное – жилище – чем питается).
  7. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
  8. Карточки с символами-обозначениями лексико-грамматических игр: «Один-много», «Назови-ласково», «Жадина», «Посчитай», «Прятки».
  9. Игровое упражннение на употребление предложно-падежных конструкций «Где котенок?»
  10. План-схема для составления описательного рассказа о домашнем животном.
  11.  Картинки «Определи животное по тени».
  12.  Разрезные картинки.
  13. Трафареты, шаблоны с изображением домашних животных для раскрашивания, штриховки.

Таким образом, лэпбук, являясь частью развивающей предметно-пространственной среды группы,  помогает дошкольникам лучше понять и запомнить материал по изучаемой теме. Дети не раз возвращаются к тематической папке, чтобы полистать ее, поиграть в игры, распложенные в ней, и незаметно для себя повторяют пройденный материал. У них поплняется словарь, развиваются грамматические категории, связная речь. Лэпбук способствует развитию творческого мышления, познавательного интереса. Так же лэпбук, содержащий в себе множество кармашков, окошечек, книжек раскладушек, по разному раскрывающихся, будет способствовать развитию мелкой моторики детей.

Содержание лэпбука может пополняться и изменяться.  К этой работе следует  привлекать самих дошкольников, а также их родителей.

 

Информационные источники

 

  1. Киселева Г.А.  Книжка-учишка: Альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет. Выпуск 2. – М: Прометей; Книголюб, 2002.
  2. Нищева Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи с 3 до 7 лет. – СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  3. Нурисламова А. Д., Давыдова Н. С., Тазова Ю. С. Лэпбук в работе педагогов дошкольного образования// Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2016 г.). — Самара: Асгард, 2016.
  4. Шорыгина..Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: «Издательство «ГНОМиД», 2003. (Путешествие в мир природы. Развитие речи.)
  5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2016/05/05/ispolzovanie-lepbuka-v-rabote-uchitelya-logopeda
  6. http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetno-prostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Бурыкина Оксана Владимировна
Просмотров: 130 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps