Главная » Статьи » Доклады участников |
Куклы – рукавички в работе логопеда
Учитель-логопед Булычева Ирина Николаевна
Одним из главных видов деятельности детей дошкольного возраста является игра. Играя, ребенок познает окружающий мир, учится понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение. Успешность организации и осуществления игровой деятельности во многом зависит от использования игровых технологий и организованной предметно-развивающей среды. Для развития речевых способностей, я использую в работе куклы-рукавички во всех видах коррекционной деятельности – групповых, индивидуальных и фронтальных занятиях, как организационный момент или как персонаж. С их помощью мы с детьми обсуждаем темы и предметы, которыми ребенок особенно интересуется, добиваясь того, чтобы ребенок внятно произнес слова, одновременно решая следующие направления коррекционной работы: - формирование правильного произношения; - выработка артикуляционных навыков; - постановка и автоматизация звуков; - усвоение лексических и грамматических средств языка; - развитие общей и мелкой моторики; - развитие коммуникативных навыков; - формирование психоэмоционального опыта и развитие психических процессов.
Использование дидактического пособия « Веселые помощники»
Актуальность: Необходимость разнообразить приемы логопедической работы и удерживать внимание в процессе занятия. ФГОС ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре педагогического процесса. Исследования ученых показали, что знания, умения и навыки усваиваются детьми наиболее эффективно через игру с куклами. Возможность управлять куклой позволяет ребенку «спрятаться» за своим персонажем, преодолеть стеснительность, понять, что он многое может.
Цель пособия: - развитие речи дошкольников с ОВЗ как средство общения через использование элементов театрализованной игровой деятельности.
Задачи пособия: С помощью дидактической куклы- рукавички можно успешно решать такие коррекционные задачи:
Функции пособия: - игровая; - дидактическая; - развивающая; - развлекательная.
Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; Виды работы с куклой - рукавичкой: 1) ребенок разыгрывает знакомую сказку; 2) несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку; 3) дети инсценируют сказку по мотивам увиденной или прочитанной сказки, изменяя персонажей, время, конец действия; 4) ребенок (или дети) разыгрывает и моделирует сказку по выбору предложенных или выбранных игрушек. 5) дети самостоятельно сочиняют сказку и разыгрывают ее. При этом дети самостоятельно демонстрируют сказку, придумывают ее сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания - составление творческих рассказов. Драматизация сказок активизируют движение органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, психические процессы (воображение, внимание, восприятие). У детей формируется интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь. Использование кукол-рукавичек в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений. Играя с куклой, говоря за нее, ребенок по иному относится к своей собственной речи, кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей. Замечания, сделанные не ребенку, а его кукле, позволяет логопеду незаметно исправить речевые ошибки. Например, обращаясь к кукле: «Торопыжка (медвежонок), ты очень быстро говорил, мы ничего не поняли. Ваня (мальчик), научи его говорить четко и правильно проговаривать звуки – [Ш], [Ж]. И ребенок невольно следит за своей речью. С помощью куклы педагог может выразить свои требования к речи детей на занятии. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи логопеда, и дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в формирование психики ребенка. Игра с куклами – это мир реальности, в котором живет ребенок.
ЛИТЕРАТУРА
Читать доклад полностью: | |
Просмотров: 294 | |
Всего комментариев: 0 | |