Главная » Статьи » Доклады участников

Куклы – рукавички в работе логопеда

Куклы – рукавички в работе логопеда

 

Учитель-логопед Булычева Ирина Николаевна

 

Одним  из    главных  видов  деятельности  детей  дошкольного  возраста  является игра. Играя,  ребенок  познает  окружающий  мир, учится  понимать  свое  эмоциональное  состояние, регулировать  собственное  поведение. Успешность  организации  и  осуществления  игровой  деятельности  во многом  зависит  от  использования  игровых технологий  и  организованной  предметно-развивающей  среды.

Для развития речевых  способностей, я  использую  в  работе куклы-рукавички  во всех видах  коррекционной деятельности – групповых, индивидуальных  и фронтальных занятиях, как организационный момент  или как персонаж.

 С  их помощью  мы   с  детьми  обсуждаем  темы  и  предметы,  которыми  ребенок  особенно интересуется, добиваясь  того, чтобы  ребенок  внятно  произнес  слова,  одновременно решая  следующие направления коррекционной работы:   

- формирование правильного произношения;

- выработка артикуляционных навыков;

- постановка и автоматизация звуков;

- усвоение лексических и грамматических средств языка;

- развитие общей и мелкой моторики;

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование  психоэмоционального  опыта  и  развитие психических процессов.

 

Использование  дидактического  пособия « Веселые  помощники»

 

Актуальность:

Необходимость  разнообразить приемы логопедической работы и удерживать внимание в процессе занятия. ФГОС  ориентирует участников педагогического процесса на смещение акцентов с активности взрослого на активность самого ребенка, который находится в центре педагогического процесса.

Исследования ученых показали, что знания, умения  и навыки    усваиваются детьми  наиболее  эффективно  через  игру  с  куклами.  Возможность   управлять  куклой позволяет  ребенку  «спрятаться» за  своим  персонажем, преодолеть  стеснительность, понять, что   он  многое  может.

 

Цель  пособия:

- развитие  речи  дошкольников  с  ОВЗ  как  средство  общения  через  использование  элементов  театрализованной   игровой  деятельности.

 

Задачи  пособия:

С  помощью  дидактической  куклы- рукавички  можно успешно  решать такие  коррекционные задачи:

  • - формировать  правильное  произношение;
  • - формировать  артикуляционные  навыки;
  • - формировать  фонематический  слух и восприятие;
  • - формировать  слоговую  структуру  слова  и  звукобуквенный  анализ  и  синтез; 
  • - правильно  усваивать  лексические  и  грамматические  средства  языка;
  • - развивать  навыки  связной  речи;
  • - обучать  элементам  грамоты;
  • - развивать  психические  процессы.
  • - побуждать  ребенка  к  активным  осознанным  действиям;
  • - совершенствовать  навыки  совместной  работы;
  • - развивать  диалогическую  и  монологическую  формы  речи;
  • - закреплять  полученные  речевые  умения  и  навыки.

 

Функции  пособия:

- игровая;

- дидактическая;

- развивающая;

- развлекательная.

 

Интеграция  образовательных  областей:

-  социально-коммуникативное  развитие;

- познавательное  развитие;

- речевое  развитие;

Виды  работы  с  куклой - рукавичкой:

1) ребенок  разыгрывает  знакомую  сказку;

2)  несколько  детей, предварительно  распределив  роли, разыгрывают   сказку;     

3) дети  инсценируют  сказку  по  мотивам  увиденной или прочитанной сказки,  изменяя  персонажей, время, конец  действия;

4) ребенок (или дети)  разыгрывает  и  моделирует  сказку  по  выбору  предложенных  или  выбранных  игрушек.

5) дети самостоятельно сочиняют сказку и разыгрывают ее.

При  этом  дети самостоятельно  демонстрируют  сказку, придумывают  ее  сюжет.  Таким  образом, развивается  самая  сложная  форма  связного  высказывания - составление  творческих  рассказов. Драматизация  сказок  активизируют  движение  органов  артикуляционного  аппарата, формируют  лексико-грамматический  строй  речи, развивают  общую  и  мелкую  моторику пальцев  рук,  координацию  движений,  мимику, психические  процессы (воображение, внимание, восприятие). У   детей  формируется  интонационная  выразительность,  развивается  связная   монологическая  речь.  Использование  кукол-рукавичек в  коррекционной  работе  позволяет  логопеду  устанавливать  эмоциональный  контакт  с  ребенком, создавать  у  него  радостное  настроение, активизировать  ненавязчивое  воспитательное  воздействие,  пополнять  запас  знаний  и  сведений. 

Играя  с  куклой, говоря  за  нее, ребенок по иному  относится к своей собственной речи, кукла отвлекает ребенка от речевых трудностей.  Замечания,  сделанные  не  ребенку, а  его  кукле, позволяет  логопеду незаметно  исправить  речевые  ошибки. Например, обращаясь  к  кукле: «Торопыжка (медвежонок), ты  очень  быстро  говорил, мы ничего  не  поняли. Ваня (мальчик), научи  его  говорить  четко  и  правильно проговаривать  звуки – [Ш], [Ж]. И  ребенок  невольно  следит  за  своей  речью. С помощью  куклы  педагог  может  выразить  свои  требования  к  речи  детей  на  занятии.

Куклотерапия позволяет  объединить  интересы  ребенка  и  коррекционные задачи  логопеда, и  дает  возможность  естественного  и  безболезненного  вмешательства  взрослого  в  формирование  психики  ребенка. Игра  с  куклами – это  мир  реальности,  в  котором  живет  ребенок.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1.  Махалева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», 2004. Москва.
  2. Шорохова О.Н.  «Играем в сказку», 2008. Москва.
  3. Куцакова Л. В. «Воспитание ребенка – дошкольника», 2003. Москва.
  4. 4.   Архипова Е.Ф.  «Логопедическая  работа  с  детьми  раннего  возраста» - М.; Астрель,2006.
  5. Щаловская О. Г. «Логопедические  сказки  для  развития  речи» - СПб.; КАРО, 2008.

Читать доклад полностью:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Булычева Ирина Николаевна
Просмотров: 294 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps