Главная » Статьи » Доклады участников |
Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с новыми требованиями
Авторы: Казаченко Валентина Александровна, руководитель СП, Бурыкина Оксана Владимировна, старший воспитатель
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка… В. Сухомлинский
Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольной организации. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка. Сегодня, в связи с потребностями модернизации системы образования, в России происходит преобразование системы дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями. В течение многих лет понятие «обогащенная развивающая среда» трактовалось довольно просто – чем больше разных игрушек, тем лучше. Однако современные подходы ориентируют нас не на количество, а на качество элементов развивающей предметно-пространственной среды. Поэтому на сегодняшний день одним из важных направлений деятельности педагогического коллектива нашего детского сада является преобразование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО. «Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учта особенностей и коррекции недостатков их развития». Иными словами, «развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)». Развивающая предметно-пространственная среда, должна способствовать реализации задач образовательных областей в организации образовательного процесса, «… как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности по освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования…», обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Задача педагогических работников в ДОО состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Моделирование предметной среды создает условия и для взаимодействия, сотрудничества, взаимообучения детей. Именно поэтому, важной задачей в настоящее время становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка. Среда развития может и должна служить фоном и посредником в взаимодействии взрослого и детей, где ребенок может поделиться с другими своими переживаниями, строить свою жизнь и себя в группе. Эта среда должна быть вторым домом, куда хочется с радостью ходить и оставаться как можно дольше. Необходимо так построить окружающее пространство, чтобы каждый ребенок чувствовал бы себя в нем комфортно, имел бы возможность реализовать свою индивидуальность, быть личностью среди других личностей в группе. Исходя из вышесказанного нами был разработан проект «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОО в процессе реализации ФГОС ДО», целью которого являлось изучение и внедрение в практику новых подходов к организации развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей полноценное развитие дошкольников в рамках образовательной программы ДОО с учетом требований ФГОС ДО. Сроки реализации проекта: 2014-2016гг. Работа над данным проектом включала три этапа: подготовительный, реализационный и заключительный. На первом (подготовительном) этапе мы изучали нормативные документы, регламентирующие выбор оборудования, учебно-методических и игровых материалов; современные научные разработки в области развивающей среды для детей дошкольного возраста; анализировали условия, которые должны быть созданы в соответствии с требованиями ФГОС ДО. На втором (реализационном) этапе были проведены цикл обучающих семинаров и консультаций для педагогов по вопросам построения развивающей предметно-пространственной среды в ДОО в соответствии с новыми требованиями; организованы выставки методической литературы, искусствоведческой литературы и пособий по созданию развивающей среды. Педагоги работали над организацией развивающей среды в своих группах и помещениях детского сада, а так же над оформлением территории детского сада. В соответствии с годовыми планами проводились смотры-конкурсы различных развивающих центров в группах ДОО. На третьем (заключительном) этапе мы работали над обобщением положительного опыта работы по данному вопросу, над составлением картотеки методической литературы и пособий по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОО; провели заключительный смотр-конкурс на лучшую организацию развивающей предметно-пространственной среды в группах ДОО. В нашем детском саду 6 групп: 2 группы для детей раннего возраста и 4 группы для детей дошкольного возраста. При организации развивающего пространства для дошкольников нами строго соблюдены требования безопасности. Детская мебель, игровые и дидактические материалы соответствуют возрастным и санитарно-гигиеническим требованиям. Все оборудование, перегородки надежно зафиксированы. Все элементы среды связаны между собой по содержанию и художественному решению. Развивающая предметно-пространственная среда ДОО соответствует содержанию образовательного процесса, отвечает интересам и потребностям детей, способствует всестороннему развитию, обеспечивает их психическое и эмоциональное благополучие. Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных зон, оснащенных развивающим материалом. Игры и игрушки обеспечивают максимальный для разного возраста развивающий эффект, находятся на доступном для детей уровне, чтобы малыши могли легко достать любую интересующую их игрушку, а также самостоятельно убирать ее на место при завершении игры. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповых комнатах предусмотрено пространство для самостоятельной двигательной активности детей, которое позволяет дошкольникам выбирать для себя интересные занятия, чередовать в течение дня игрушки, пособия. Оборудование и игровые материалы в группах для детей раннего возраста расположены в следующих центрах и уголках в соответствии с разными видами деятельности:
Читать весь доклад: | |
Просмотров: 501 | |
Всего комментариев: 0 | |