Главная » Статьи » Доклады участников

Использование сенсорных коробок для развития детей дошкольного возраста

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, формировании сенсорных эталонов – цвет, форма, величина, накопления представлений об окружающем мире.

Одна из главных задач – дать ребенку как можно больше естественных знаний, для более точного выражения себя и своего видения мира.

Сенсорное воспитание в детских садах ставит перед собой ряд действительно важных задач, осуществление которых будет на руку не только самому педагогу и ребенку, а так же родителям, как сейчас, так и в будущем:

  • сенсорное воспитание формирует у детей полноценную систему перцептивных действий. Они учатся воспринимать окружающую жизнь в обследовании различных её тонкостей и нюансов;
  • сенсорное воспитание позволяет формировать у детей не только умения по самостоятельному применению перцептивных действий, но и по их постоянному развитию и реальному применению в окружающей жизни и практичной действительности. Познание окружения идёт у таких детей более бодро, чем у их сверстников.

Поэтому для решения данных задач при организации развивающей предметно-пространственной среды мы используем разнообразные сенсорные коробки.

Чем полезна сенсорная коробка?

  • Развивает мелкую моторику, тактильные ощущения, творческое и  пространственное мышление, навыки сортировки и классификации, усидчивость, терпение, координацию движений и многое другое.
  • Это отличная возможность расширить словарный запас и использовать некоторые новые слова (скользкий, шероховатый, слизистый, кожаный и др.) или сравнения, чтобы выразить идеи (чувствуешь, как…).
  • Помогает формированию элементарных математических представлений: счет, группировка, сортировка, измерение и взвешивание. Это лишь некоторые из математических преимуществ сенсорной коробки.
  • Помогает изучению цвета, формы, текстуры.
  • Помогает детям управлять своими эмоциями, успокаивает.
  • Учит сотрудничеству и разрешению конфликтов, если с коробкой играет одновременно несколько детей.
  • Помогает справиться с детскими страхами. Например, со страхом насекомых ребенок может справиться, играя пластиковыми насекомыми.
  • Обеспечивает бесконечные возможности для творческой игры: дети могут играть с предметами так, как считают нужным.
  • Развивает интерес к науке: сенсорные коробки могут быть отличным способом стимулировать любовь к науке с помощью таких материалов, как камни, песок, вода и так далее.
  • Способствует развитию любознательности, фантазии, творческих способностей.

Для малышей до 2-х лет подойдут простые сенсорные коробки с крупными предметами. Для детей постарше мы используем тематические сенсорные коробки (ферма, подводный мир, теплые страны, космос).

Малыши и без особых подсказок взрослых обычно быстро находят себе дело, связанное с этой игрушкой. Большинство сенсорных коробочек наполнены чем-то сыпучим, и в них можно играть так же, как в песочнице: пересыпать наполнитель из емкости в емкость, закапывать и откапывать предметы. Игровые сюжеты, применимые к сенсорной коробке, могут быть самыми разнообразными.

Для создания сенсорной коробки нам понадобились:

  1. Емкость (пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее).
  2. Наполнитель (любой тактильный материал: сыпучий, жидкий, мягкий и так далее).
  3. Различные элементы (игрушки и предметы).
  4. Инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

Мы используем следующие наполнители для сенсорной коробки:

•        Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.

•        Бобовые: фасоль, горох, чечевица.

•        Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.

•        Кофе молотый и в зернах, чай.

•        Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.

•        Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.

•        Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.

•        Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.

•        Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.

•        Желе, кисель, гидрогель, пена для бритья, сливки.

•        Самодельные наполнители: живой песок, масса для лепки с песком, искусственный снег и другие.

Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

Для детей от 1,5 до 2 лет используем коробочки с наполнителем разным по тактильным ощущениям. Делаем это с целью дать ребенку как можно больше ощущений, разработать пальчики и ручки в целом.

Для детей от 2 до 3 лет мы добавляем игрушки-предметы и показываем, как с ними играть, даем различные задания. Это необходимо для развития координации движений и формирования мелкой моторики. А так же дети учатся различать предметы по размеру, цветам и свойствам.

Для детей от 3 до 5 лет сенсорные коробки мы используем для развития сюжетно-ролевых игр. По мере того как у ребенка будет развиваться фантазия он самостоятельно сможет наполнять коробку необходимыми материалами для развития игрового сюжета.

Для детей от 5-7 лет сенсорные коробки становятся не только инструментом для развития всех органов чувств, но и пространством для фантазий и познавательных игр.

 

Информационные источники

 

  1. Вайнерман С.М.  Сенсомоторное развитие дошкольников / Вайнерман С.М., Большов А.С. , Силкин Ю.Р. и др.  - М.: Владос,- 2001.
  2. Венгер Л.А.  Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников.— М.: Просвещение, 2008.
  3. Гризик Т.И. Ловкие пальчики: пособие для воспитателей.- М: Просвещение, 2007.
  4. Краснощёкова Н.В.  Развитие ощущений и восприятия у детей от младенчества до младшего школьного возраста. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
  5. Удальцова Е. И.  Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. — Минск: Народная асвета, 2007.
  6. http://grow-clever.com/2013/05/sensornye-korobki/
  7. http://razvivash-ka.ru/sensornye-korobki-zachem-kak-s-chem/

 

Читать весь доклад:

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Барабанова Светлана Евгеньевна
Просмотров: 104 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps