Главная » Статьи » Доклады участников

Игры на развитие элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

Игры на развитие элементарных математических представлений у детей с задержкой психического развития

 

Учитель-дефектолог Телеляева Юлия Юрьевна

 

Для ребенка – дошкольника основным видом деятельности является игра. Играя,  ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому эффективнее  всего строить работу с дошкольниками на основе игры, в том числе и с детьми с задержкой психического развития.

Потребность в игре и желание играть у дошкольников с задержкой психического развития необходимо использовать и направлять в целях решения определённых задач. Особенности детей с задержкой психического развития требуют увеличения количества тренировочных упражнений, усвоение которых происходит медленно. Необходимо поддерживать интерес к занятиям путём широкого использования игр и упражнений. Включение в занятие по математике разнообразных игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, способствует более продолжительной работоспособности детей на занятиях. И самая удобная и эффективная форма совместной деятельности по усвоению математического содержания является игровое занятие.

Все представленные игры на развитие математических представлений могут использоваться как в индивидуальной совместной деятельности, так и в непосредственной образовательной деятельности с детьми ЗПР.

 

Игра «Панно»

Цели: формирование и закрепление знаний о цвете, форме; о цифрах; закрепление умения составлять и решать примеры, задачи; ориентировка в пространстве - закрепление понятий верх-низ, слева - справа, над – под, перед - после, между

 

Формы работы по закреплению и формированию представлений о цвете и форме:

1. Дети развешивают (снимают) ленточки, геометрические фигуры или другие предметы на крючки по инструкции учителя-дефектолога, называя цвет.

2. Дети развешивают (снимают) геометрические фигуры на крючки по инструкции учителя-дефектолога, называя геометрическую форму.

3. Дети развешивают геометрические фигуры под нужную бабочку: под бабочку с кругами на крыльях - круги; под бабочку с треугольниками на крыльях - треугольники; под бабочку с квадратами на крыльях - квадраты.

4. По заданию учителя-дефектолога дети находят и называют предметы красного, зеленого цвета, а также круглой, квадратной формы и т.д.

5. Какая фигура после круга, перед квадратом и т.д.

 

Формы работы по  формированию и закреплению знаний о цифрах:

Учитель-дефектолог развешивает в различной последовательности цифры по «панно» дети находят и считают; расставляют по порядку цифры 1-10; находят только 1 загаданную цифру.

 

Формы работы  по составлению примеров и задач:

Дети «пишут» пример на панно по заданию учителя – дефектолога, по образцу; работают в парах: один составляет, а другой решает пример. Учитель-дефектолог с детьми составляет задачу по данной картинке и 1 ребенок выкладывает решение на «панно». Учитель-дефектолог убирает какую-то часть примера, дети находят пропущенное число или знак и решают пример (в подготовительной группе)

 

Формы работы по закреплению ориентировки в пространстве:

Дети отвечают на вопросы учителя – дефектолога: Где находится дерево слева или справа? Кто находится  под деревом? Кто летает над цветами? и  т. д.

 

Игра «Математические круги»

Цели:

  • развитие речи  у детей с использованием стихотворных форм на математике;
  • развитие мыслительных операций (анализ и синтез);
  • развитие  зрительного и слухового внимания и памяти;
  • развитие воображения;
  • закрепление знаний о цифрах и геометрических фигурах;       

 

Варианты работы с игрой:

  1. Учитель-дефектолог просит найти на каждом круге строчку, так чтобы можно было прочесть стихотворную форму о цифре (Пример: 6, 8, 9, 10) или геометрической фигуре (Пример: круг, квадрат, треугольник, трапеция), определи этот сектор стрелками и «прочитай» стихотворную форму.
  2. Учитель-дефектолог, вместе с ребенком, «читает» стихотворную форму (о цифре или геометрической фигуре), а потом предлагает из предложенного ряда найти цифру или геометрическую фигуру, о которой «прочитали».
  3. Учитель-дефектолог читает ребенку стихотворение, а он находит его на математическом круге и говорит, о какой цифре (геометрической фигуре) стихотворная форма.
  4. Учитель-дефектолог читает начало стихотворной формы, а ребенок находит её на «Математическом круге» и договаривает её.
  5. «Соревнование» (подгрупповая работа)

Дети делятся на две команды и выполняют задание дефектолога. (например: найти и «прочитать» стихотворную форму о цифре 8). Побеждает та команда, которая быстро и верно, справилась с заданием.

 

Предполагаемый результат:   

Благодаря насыщенному и яркому наглядному материалу, у детей развивается  речь  и  познавательный  интерес  к  математике.

В  игре используются стихотворные формы о геометрических фигурах и цифрах  таких авторов как:  С. Маршак, В. Волина, Олеся Емельяновой.

 

« Математические  круги» (о  цифрах):

Цифра  9  иль  девятка-

Цирковая  акробатка:

Если на голову встанет,

Цифрой шесть девятка станет.

 

Цифра  6 - дверной замочек:

Сверху крюк,  внизу кружочек.

 

Ноль встает за единицей

Цифра 10 на странице.

 

У восьмёрки   два  кольца,

Без  начала  и  конца.

 

Смотри, четыре - это стул,

Который  я  перевернул.

 

«Математические  круги» (о  геометрических  фигурах):

4 угла  и  4 сторонки

Похожи словно родные сестренки. 

   

3 угла , 3 стороны,

Могут  разной  быть  длины.

Нет углов у меня и похож на блюдце я,

На тарелку и на крышку,

На кольцо, на колесо,

Кто же я такой, друзья?

 

Трапеция больше на крышу похожа.

Юбку рисуют трапецией  тоже

Взять треугольник и верх удалить.

Трапецию можно и так получить.

 

Игра «Собери цветок»

  • Цель: формирование и закрепление знаний о цвете, размере; развитие зрительного восприятия, операций мышления (исключения, анализ, синтез)

 Ход игры:  Ребенку (детям) предлагается на доске, где расположены 4 цветка без «серединки», найти лишний цветок, а затем собрать цветок, вставив  крышку нужного цвета.

Варианты игры:

  1. Какой цветок лишний? Почему?
  2. Собери цветок (цветы) по цвету.
  3. Подбери по цвету тому цветку «серединку», который я назову и т.д.
  4. Подбери желтому (зеленому) цветку большую красную серединку или маленькую синюю и т.д.

 

Игра «Разложи по цвету»

Цель: формирование и закрепление знаний о цвете предметов (основных и оттеночных).

Варианты игры:

Дети раскладывают по кармашкам предметы 4 основных цветов: прищепки, геометрические фигуры, игрушки, предметы, картинки: овощи и фрукты, одежда, обувь и т.д. Круги основных цветов можно поменять  на круги оттеночных цветов.

 

Игра «Разложи по форме»

Цель: формирование и закрепление знаний о геометрических формах.

Варианты игры:

  1. Дети по очереди вынимают из волшебного мешочка фигуру, называют её и раскладывают геометрические фигуры по кармашкам;
  2. Каждый ребенок раскладывает картинку похожую на какую-то фигуру в нужные кармашки (пример - солнце похоже на круг, помещают в кармашек с геометрической фигурой круг);
  3. Дети отгадывают загадку о геометрической фигуре, находят её на столе и помещают в нужный кармашек;

Дети раскладывают по нужным кармашкам небольшие натуральные предметы или игрушки.

 

Литература

 

  1. http://www.maam.ru/detskijsad/korekciono-razvivayuschie-igry-na-formirovanie-yelementarnyh-matematicheskih-predstavlenii-dlja-detei-s-zpr.html
  2.  http://triz-plus.ru/
  3. www.chiidpsy.ru
  4. http://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2014/10/03/igrovye-tekhnologii-dlya-razvitiya-myshleniya-u-detey-starshego

 

Читать весь доклад: 

Категория: Доклады участников | Добавил: OOOGenius (16.11.2016) | Автор: Телеляева Юлия Юрьевна
Просмотров: 72 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Всероссийская конференция "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Координаторы конференции
Контакты
Телефон: +7 937-079-05-33 Email: super-detskisad@yandex.ru
Корресонденция:
446100, Российская Федерация
Самарская область, г. Чапаевск
ул. Ленина, 566 - 202
Location in google Maps